БОГ И ЧЕЛОВЕК
❮ ❮ Джалаледдин Руми Николай Бердяе Александр Мень Антоний Сурожский Шри Шри Рави Шанкар Петр Мамонов Альберт Швейцер Лев Николаевич Толстой Амвросий Оптинский Игумен Петр (Мещеринов) Сергей Желудков ❯ ❯
Митрополит Платон Городецкий
Наши церковные перегородки до неба не доходят
Джалаледдин Руми
Доказательство существования Солнца - само Солнце. Если ты требуешь доказательств, не отворачивайся от Него.
Каждая вещь денно и нощно являет нам Господа, но лишь некоторые из нас осознают это, а большинство - нет.
Николай Бердяев
У меня есть
религиозное переживание, которое очень трудно выразить словами. Я
погружаюсь в глубину и становлюсь перед тайной мира, тайной всего, что
существует. И каждый раз с пронизывающей меня остротой я ощущаю, что
существование мира не может быть самодостаточным, не может не иметь за
собой, в еще большей глубине, Тайны, таинственного Смысла. Эта Тайна
есть Бог. Люди не могли придумать более высокого слова
Мы должны
дерзновенно признать нужду Бога в человеке и эта нужда совсем не
ограничивает Бога, ограничивала бы и унижала Его каменная неподвижность
и самодовольство. В Боге есть тоска по любимому и это дает высший смысл
любимому. Вера в Бога есть вера в высшую Правду, возвышающуюся над
неправдой мира. Но Правда эта требует творческого соучастия человека и
мира, она Бого-человечна, в ней действует идеальная человечность.
Для того,
чтобы иметь образ человеческий, нужно иметь образ Божий.
Реализуя в себе образ Божий, человек реализует в себе образ
человеческий, и реализуя в себе образ человеческий, он реализует в себе
образ Божий.
Мир и
человек, которые ни для чего не нужны были бы Богу, были бы
случайностью и тем самым лишались бы всякого смысла.
Протоиерей Александр Мень
Можно ли понять, почему Господь
допускает страдания невинных детей, или это остается тайной?
- Дело в том, что, когда мы говорим о невинных, мы подразумеваем
какую-то юридическую категорию. Потому что на суде кого-то
приговаривают справедливо, а кого-то несправедливо. Жизнь - это не суд
в таком юридическом смысле. Мы все связаны, глубоко связаны и поэтому
несем ответственность. Если человек страдает, скажем, алкоголизмом и
потом у него рождается больное дитя, дитя это невинно. Но ведь мы все
связаны! Богом установлена закономерность: мы все отвечаем друг за
друга, и часто наше зло может перекинуться на других. Так устроено. И
это устроено не случайно, потому что перекидывается и добро.
Солидарность между людьми, связь между людьми - это великий дар. Мы
можем передавать друг другу биение нашего сердца, наши мысли, наши
чувства, мы можем делиться всем тем, что у нас есть. Люди передают друг
другу через рождение черты лица и характера, передают какие-то идеи.
Добро передается, но, увы, и зло. Раз законы эти действуют, то
действует и зло. Часто оно попадает вслепую, вовсе не на того, кто это
породил. Так что человек, сознательно понимающий этот закон, будет
стараться всегда поступать ответственно.
Я могу вам привести такой пример. Камни, бурное стремление каких-то
вулканических грязей, лавы, все это мертвенное, все это убивающее, не
может там ничего жить, - и вот появляется маленький росток. Зеленый
росток, крошечный цветок. Он бесконечно слаб по сравнению с этими
мертвыми громадами. Бесконечно слаб, но он-то и составляет смысл всего
бытия. Он живой, понимаете, он живой, он преображает все. Он один тут,
и он маленький. Так и добро. Оно - как жизнь среди мертвых. Оно
маленькое, оно слабое, но в нем суть и ось истории и мироздания. И
самого человека. Вся эта громада зла в конце концов превратится в пыль,
потому что она ничего не стоит. А добро будет заполнять весь мир.
Как
счастлив человек, как он тверд, как он мужественен, как он свободен,
когда он умеет глубоко-глубоко почувствовать, пропустить через свое
сердце эти слова: "Да будет воля Твоя"! Но на самом деле мы постоянно
вращаемся вокруг формулы совершенно противоположной: да будет воля моя.
Пусть каждый из вас об этом вспомнит.
Я всегда
ощущал, что "вне" Бога - смерть, рядом с Ним и перед Ним - жизнь. Он
говорил со мной всегда и всюду. Собственно, это редко выражалось в
каких-то "знамениях", да я и не искал их. Все было знамением: события,
встречи, книги, люди. Именно поэтому я мог и любил молиться, где
угодно, чувствуя присутствие Божие в самой, казалось бы, неподходящей
обстановке.
Человек призван жить не только животной, родовой, бытовой
жизнью. Человек прежде всего - духовное существо, он счастлив, когда у
него открываются крылья, невидимые крылья. И привязанность к земному
эти крылья подрубает. Тогда человек действительно глубоко несчастен.
Гете как-то сказал, что в подлинной реальности при
анализе всегда будет обнаруживаться некий неразложимый остаток. Точно
так же глубинная сущность религиозного опыта не может быть полностью
вскрыта с помощью рассудочного скальпеля. И в этом религиозная вера
отнюдь не является исключением, обнаруживая родство с тайнами любви,
поэзии, музыки, искусства вообще. Никто не станет отрицать, что
произведения литературы, подчиненные рассудочным схемам, сухи и
безжизненны. Жизнь сложнее схем. В ней есть много такого, что, как
говорил Шекспир, не снилось нашим мудрецам.
Чистая рациональность может стать духовно убийственной. В свое время
Карел Чапек изобразил цивилизацию, построенную на одном рассудке, в
виде царства трудолюбивых и ограниченных саламандр, а советский фантаст
Север Гансовский в замечательном рассказе "День гнева" изобразил
искусственно созданное племя Монстров-отарков, которые, хотя и знали
высшую математику, оставались кровожадными хладнокровными хищниками.
Это грозные "антиутопические" предупреждения людям. Одной лишь науки,
знания, разума для развития человеческого духа и человечности
недостаточно. У науки нет ответов на вопросы этики и смысла бытия.
Мы можем через Божественную призму рассматривать все - научные формулы,
любые феномены.
Митрополит Антоний Сурожский
Большей частью мы думаем, что отречься от себя - значит устроить себе жизнь, лишенную радостей, жизнь, где все является жертвой, где ничего не остается, что могло бы сердце согреть, ум озарить, - и это не так. Потому что то "я", от которого нам велено отречься, то "я", которое стоит непроходимой преградой между полнотой жизни и мной, это не все "я". Это какой-то поверхностный, мелкий человек, заслоняющий собой весь горизонт, не дающий мне самому быть тем большим человеком, которым каждый из нас мог бы быть и стать.
Шри Шри Рави Шанкар
Как волна не может быть отделена от океана, так и все во Вселенной неотделимо от Бога.
Птица кормит своих птенцов движимая любовью. Любовь раскрывает лепестки цветка. Движимые любовью утки высиживают яйца, коровы заботятся о своих телятах. Вы видели обезьян? Как они заботятся о своих малышах! Любовь встроена в Творение. Подобно другим функциям всего Творения. То, что вы называете встроенным, является сердцевиной сознания. Вот почему Иисус говорил: "Любовь есть Бог и Бог есть любовь".
Природа любит делать вам сюрпризы. Бог любит веселье. Он всегда преподносит вам сюрпризы --- иногда приятные, иногда нет. И вы растете благодаря неприятностям, также как и получая что-то приятное. На самом деле вы растете гораздо больше получая неприятные сюрпризы, чем приятные.
Только богатые могут сделать богатыми других. Только свободный может принести свободу другим. Только преданный может вызвать преданность в других. Человек, влюбленный в Божественное пробуждает это чувство в других. Другие получают все то, что есть внутри вас, и вы воспринимаете то, чем обладают другие.
Ребенок не пытается узнать мать, он просто верит в нее. Точно так же вера в Божественное является источником наибольшей силы.
Бог - этой покой, радость и любовь. Быть влюбленным – делиться этой божественной любовью.
Если Бог привел вас к этому, он и выведет вас. Восхваляйте Бога в минуты счастья, ищите Бога в минуты невзгод, поклоняйтесь Богу в минуты тишины, доверьтесь Богу в минуты полные боли, Каждое мгновение благодарите Бога.
Петр Мамонов
Уперся носом в пустоту... Пустота заполняется только Богом. Вера – это очень прагматичная вещь. Нам надо на что-то опираться. А на что еще опираться? А больше и не на что...
Альберт Швейцер
Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются.
Лев Николаевич Толстой
Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
Амвросий Оптинский
Мы должны жить так, как колесо вертится - чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.
Игумен Петр (Мещеринов)
Когда подмена Христа символами, мнениями человеческой церкви и заменой небесного земным достигает каких-то пределов, то Бог разрушает всё это. Все ветхозаветные пророки возвещают такое действование Божие. Какой мы получили урок в XX веке! Сколько мы потеряли храмов, икон и проч.! Бог нам через это говорит: ″Мне не нужны ваши храмы и иконы. Мне не нужна ваша гимнография, Мне не нужны ваши службы и неусыпающие псалтири, ваши крестные ходы и праздники. Мне нужны ваши сердца и ваша повседневная жизнь″. Извлекли ли мы из этого урок? Пусть читатель сам ответит на этот вопрос.
Священник Сергей Желудков
Святость - вот центральная качественная характеристика Божества во всех религиях. Как "определить" ее? Не сумею достойно выразиться, но нельзя ведь и молчать. Я сказал бы: ослепительная, абсолютная духовная Красота. Бесконечно превосходящая все духовная Ценность. Божественная Святость говорит с нашей совестью.
Неверующий скажет: религий много и все они разные; следовательно, все они ложны. На это можно возразить, что единственный истинный Свет по-разному преломляется в темной природно-исторической среде разных народов. И если само слово РЕЛИГИЯ (от латинского "связывать") означает вообще некую "связь", то можно сказать, что разные религии суть как бы различные "системы связи" религиозных людей с Божественным и между собою. И даже внутри религий, например, индуизма или нашего христианства, есть разные ступени и типы религиозности. Все это разнообразие показывает великую зависимость восприятия Божественного от ЧЕЛОВЕКА - одновременно от его ограниченности и от его свободы...
Давно замечено, что нетерпимость, фанатизм - будь то религиозный или атеистический - есть проявление не столько веры, сколько неуверенности. Когда человек сомневается в своей правоте, когда ощущает шаткость своей позиции, у него часто возникает соблазн пустить в ход кулачные приемы доказательства, чтобы и себя утвердить, и других заставить замолчать. Нетерпимость есть род душевного недуга, способного извратить любую, даже самую светлую, идею.