ШРИ АУРОБИНДО
Божественная Любовь, в отличие от человеческой, глубока, широка и безмолвна; поэтому ищущему нужно расширить себя и стать тихим, чтобы осознать ее и ответить на нее. Отдавать себя, а не требовать и не стараться получать - вот в чем секрет садханы. Чем больше человек отдает себя, тем больше в нем возрастает способность к восприятию. Но для этого любые проявления нетерпения и возмущения должны уйти; все мысли о том, что ты чем-то обделен, что тебе не оказывается помощь, что тебя не любят, что тебе нужно уйти, расстаться с жизнью или прекратить духовные усилия, должны быть отвергнуты.
Шри Ауробиндо. "Письма о Йоге" т.3
Шри Ауробиндо Акройд Гхош (15.08.1872 - 05.12.1950) - просветленный Мастер, общественный деятель, поэт, мыслитель и философ, основатель Интегральной йоги1. В своих трудах он говорит о законах эволюции, месте и назначении человека в ее поступательном процессе2. Развивая концепцию "интегральной веданты", он показывает неразрывную связь Духа и Материи, не отрицая реальность обоих, и утверждая их единство при объяснении вселенной.
Ауробиндо Акройд Гхош родился в Калькутте в семье доктора медицины. Вместе с двумя своими братьями воспитывался в духе английской культуры. В пять лет начал посещать ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге В семилетнем возрасте родители отправили его на обучение в Англию, где к двадцати годам он изучил семь европейских языков, включая латынь и греческий и завершил свое образование в Королевском колледже Кембриджа. Вернувшись в Индию, Ауробиндо преподает французскую и английскую литературу в университете в Бароде, а в 1906 году становится ректором Национального Колледжа в Калькутте. Наряду с чтением лекций, преподавательской и общественной работой он активно практикует йогу, изучает Веданту и традиции Индии, ее историю и языки (санскрит, маратхи, гуджарати и бенгали), увлекается трудами Вивекананды, пишет стихи, а его ближайшими сподвижниками становятся ученица и родной брат Вивекананды - Ниведита и Бхунандранатх Дата.
Ауробиндо принимает идеи Вивекананды о заложенной в каждом человеке божественности, реализация которой возможна только через самопожертвование, как руководство к действию и активно включается в политическую борьбу за освобождение Индии, рассматривая ее как религиозный долг каждого индийца.
В 1908 году происходит его встреча с йогином Вишну Бхаскара Леле, наставления которого помогли ему во время последующее трёхдневного уединение испытать первый значимый духовный опыт - состояние полного умственного безмолвия. Спустя пару месяцев при новой встрече Леле подвигает ученика всецело доверить себя Господу, стать инструментом Божественных деяний.
В тот же год за активную революционную деятельность Ауробиндо попадает в Алипурскую тюрьму, где проводит около года. Пережив в тюрьме состояние самадхи, он "обретает Бога". По освобождении из тюрьмы (его признают невиновным), Ауробиндо порывает с политикой и уезжает в Пондичерри, всецело посвящая себя мистике и йоге, которую позже назовет "Интегральной Йогой". С 1914 по 1920 год, Шри Ауробиндо пишет самые известные свои труды: "Божественная жизнь", "Синтез йоги", "Этюды о Гите", "Тайна Вед" и др. и тогда же основывает Ашрам. Здесь в 1924 году Шри Ауробиндо встречается с Миррой Ришар, которая вначале становится его активной сотрудницей, а затем и продолжательницей его дела, получившей впоследствии известность как Мать3.
24 ноября 1926 года произошло то, что сам Шри Ауробиндо назвал позже "нисхождением Кришны в физическое". Он возлагает руководство Ашрамом на Мать, а сам удаляется от внешнего мира и прекращает все контакты с людьми, чтобы полностью посвятить себя духовной работе по подготовке человечества к осознанной трансформации. С тех пор, вплоть до махасамадхи, он остается в своей комнате, не встречаясь больше с учениками, но отвечая на их вопросы в письмах и работает над поэтическим эпосом "Савитри" - поэмой и символом, в котором отображено все, пережитое им на пути духовного восхождения.
Примечания
1.
Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной философской системе Интегральной йоги, целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека. В то время как большинство традиционных систем йоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальной физической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю. Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного. Созданный материальный мир - это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремлённой к небесам или Нирване, но важнейший эволюционный уровень, делающий возможным последующее развитие духа. Духовная работа в материальном мире является тем ключом, с помощью которого должно быть открыто растущее Божественное Сознание в Материи. Существуют планы сознания выше и ниже человеческого уровня - это супраментальный и субментальный планы. Однако человеческий ум не имеет с ними контакта и не может охватить всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческий слух - все уровни звука. Последующая эволюция человека заключается именно в том, чтобы стать сознательным существом на всех уровнях и планах существования.
Интегральная йога подчёркивает индивидуальность каждого человеческого сознания и не ограничивает практикующих каким-либо определённым набором правил для реализации йогического опыта, давая лишь основные направления и разъясняя основные трудности пути. Йогическое устремление через работу, медитацию, любовь, преданность и открытость Божественному сознанию, согласно опыту Шри Ауробиндо, является движущей силой для преобразования сознания и трансформации человеческой природы.
"Принцип этой йоги заключается не в совершенстве человеческой природы, как она есть, но физическое и духовное преобразование всех органов его существа через действие внутреннего сознания, а затем высшим сознанием, которое работает на него, вывести старые движения или заменить их и таким образом превратить низшую природу в высшую. Нам необходимо не столько совершенство интеллекта, как его преобразование, преобразование ума, замещение его высочайшим принципом знания и так со всем остальным существом. Интегральной йогой мы должны заменить: двойственность - единением, эгоизм - божественным сознанием, невежество - божественной мудростью, мысль - божественным знанием, слабость, борьбу и усилие - самоудовлетворенной силой, боль и ложь - удовольствием божественного блаженства. Это названо на языке Христа наступлением царства небесного на Земле, или на современном языке, осуществлением и исполнением Бога в Мире" (Шри Ауробиндо "Практическое руководство по интегральной йоге", М., 2011 г., стр. 34)
2. Одним из новшеств, привнесённых Шри Ауробиндо в философскую мысль Веданты, является его объяснение пути космической и человеческой эволюции. Он отвергает как материалистические представления об эволюции в философии Санхьи, так и Дарвинизм и развивает концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации Материи. При этом, человек не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечен в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию Супраментального существования. Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле. Жизнью, которой будут сопутствовать знание, истина, а также субстанция и энергия Супраментального сознания.
3. Мать (Mother) - Мирра Альфасса Ришар - родилась в Париже в семье банкира. Талантливый музыкант и художник, она, будучи еще ребенком, непроизвольно входила в медитативные состояния, в одном из которых впервые "увидела" незнакомого человека, впоследствии признав в нем Ауробиндо. Так Мирра, сама того не подозревая, с пяти лет начала свою духовную практику. В 16 лет она поступает в Школу изящных искусств, ее живописные работы выставляются в Национальной Галерее Искусств. В 1905 году она уезжает в Алжир, где в течение двух лет изучает оккультизм и углубляет свой духовный опыт. Вернувшись в Париж, Мирра выходит замуж за писателя и публициста Поля Ришара. В1914 году она приезжает в Пондичерри и, увидев Ауробиндо, признает в нем своего духовного учителя, являвшегося к ней в детстве. В 1916-20 году Мирра живет в Японии, где изучает культуру и традиции страны. В 1920 году снова возвращается в Пондичерри и остается в Индии навсегда. Шри Ауробиндо, увидев в ней воплощение божественной Шакти, дает ей имя "Мать", под которым ее знают сейчас во всем мире. С 24 ноября 1926 года все руководство делами и Ашрамом ложится на ее плечи. В 1950 году Мать основывает Международный Центр Образования - после ухода Учителя она продолжает воплощать его идеи. С 1958 году Мать сама уединяется и погружается в "йогу клеток", которая привела ее к открытию "клеточного разума", способного изменить структуру тела на атомарном уровне. Ашрам в этот период быстро разрастается и получает международную известность, а в 1968 году по инициативе Матери и под эгидой ЮНЕСКО закладывается "Город Будущего" - Ауровиль, где на практике должно реализовываться духовное учение Шри Ауробиндо. Ауровиль - интернациональная коммуна, которая принимает людей из всех стран мира, желающих посвятить себя божественной трансформации человеческого сознания и духа. 17 ноября 1973 года в возрасте 95 лет Мать оставила свое тело.