ДЖИДДУ КРИШНАМУРТИ
Быть светочем для самого себя - значит не следовать свету другого, каким бы разумным, логичным, исторически обоснованным и убедительным он ни казался.
Вы не можете быть источником света для самого себя, если пребываете в мрачной тени авторитета, догмы, умозаключения.
Джидду Кришнамурти
Джидду Кришнамурти (12 мая 1895 - 17 февраля 1986) - мистик и философ,
который не создал никакой религии и философской системы, потому что
мечтал освободить людей от всех систем и любых догм. Человек, которого
Бернард Шоу назвал самым прекрасным человеческим существом. Он
отказывался считать что-либо Истиной до тех пор пока не нашел Истину
сам. Он никогда не оспаривал чужих идей, но всегда отказывался признать
чей-либо авторитет, принять чью-либо жизненную позицию.
Джидду с детства отличался мечтательностью и задумчивостью. Мыслей с их
ассоциациями в его голове не возникало, образов не появлялось - он лишь
наблюдал и слушал, и ничего более.
Мальчик был замечен известным оккультистом теософом Чарльзом
Ледбитером, который был поражён "самой замечательной из виденных им
аурой, аурой без малейшей частицы эгоизма".
Теософы решили, что подростку суждено быть новым мессией. В 1911 году
председательница Теософского общества Анни Безант учредила Орден Звезды
Востока, целью которого была подготовка общества к приходу Мирового
Учителя. Главой ордена назначили Кришнамурти. Юношу увезли из Индии в
Англию, где довольно быстро он освоил английский и ряд других
европейских языков. Его воспитатели старательно лепили из него медиума.
Какое-то время Кришнамурти соглашался играть навязываемую ему роль и
говорить от лица Учителей и господа Майтрейи, но однажды заявил, что не
верит большинству посланий, полученных им во время медиумических
сеансов. В 1929 году Кришнамурти распустил Орден Звезды Востока, вернул
деньги и собственность людям, которые те пожертвовали ему, включая
замок и землю (20 кв. км.) в Голландии.
Остаток жизни он провел в публичных выступлениях и дискуссиях. Он
говорил о единстве наблюдателя и наблюдения, мыслителя и мысли о
природе и свойствах ума, о медитации, об отсутствии границы между
сознанием и подсознанием, о том, что индивидуальность - это иллюзия,
что истинные любовь, красота, мир и доброта не имеют себе
противоположностей, что двойственность понятий - лишь продукт мысли.
Он не принимал ни последователей, ни поклонников, считая отношения
между гуру и учеником - поощрением зависимости и эксплуатации.
Особенностью его бесед было то, что он не учил собеседников с позиции
знающего, а приглашал их мыслить самостоятельно и чисто, приглашал к
исследованию и обсуждению конкретных тем вместе с ним, "гуляя, как два
друга", которые, порвав с прошлым, делают новый шаг "навстречу
открытию".
Кришнамурти возглавил четыре "фонда" в Великобритании, Индии и
Соединенных Штатах и создал при них школы, в задачу которых входило
воспитание "разумных", "целостных" индивидуумов. Эти школы продолжают
работать по сей день. Тем не менее, сам Кришнамурти оставался недоволен
результатами. По истечении почти 50 лет работы этих
учебных заведений он сказал, что "ни одного нового ума" не было создано1.
Среди восторженных почитателей и друзей Джидду Кришнамурти были
известные писатели, художники, педагоги, психологи, религиозные
деятели, философы, ученые, представляющие различные области знания.
В начале 1960-х он знакомится с физиком Дэвидом Бомом, известным своими
трудами в области теоретической физики и квантовой механики.
Философские и научные взгляды Дэвида Бома по многим вопросам находили
параллели в философии Кришнамурти. Они стали близкими друзьями и в
течение почти двух десятилетий проводили публичные выступления в форме
диалогов.
В конце жизни Кришнамурти пытался разрешить загадку своего
происхождения, природы того чувства "защищённости", которое
сопутствовало ему всю жизнь, того неперсонифицированного "присутствия",
которое ощущали не только он сам, но и некоторые находящиеся рядом с
ним люди, того источника из которого он черпал знания.
Был мальчик; он прошел через самые разные обстоятельства: его
провозгласили мессией, он получил огромную собственность, ему
поклонялись, у него было множество последователей. Все это его не
коснулось. Он отказался от земельной собственности также легко, как и
принял ее. Был мальчик; он никогда ничего не читал по философии или
психологии, не читал священных книг, никогда не занимался какой-либо
практикой. И вот у него имелось это качество: говорить из пустоты.
За несколько дней до смерти он сказал, что та "безмерная энергия", что
управляла им на протяжении всей жизни, с его смертью исчезнет, но у
каждого "кто будет жить учением", есть шанс достичь этой энергии и
постигнуть часть знаний.
Джидду Кришнамурти скончался от рака поджелудочной железы в возрасте 90
лет. Его останки были кремированы, а прах развеян в Индии, Англии и США
- тех странах, в которых он провел большую часть своей жизни.
Примечание:
1. Шри
Шри Рави Шанкар убежден, что основная ошибка Джидду Кришнамурти в том,
что изначально пребывая на высшем уровне сознания (Шамбава Упайя, где
не существует двоих, не существует деятеля, вы - Шива), тот просто не
принимал во внимание существование других уровней. Но для большинства
людей, чтобы приблизиться к просветлению, необходимы духовные практики
- как лекарства для больных. Принижение роли духовных практик и привело
к тому, что в школах Кришнамурти за 50 лет работы "ни одного нового
ума" не было создано.