Однажды в Ришикеше проходил курс с садхаками - махатмами и в это же время проходил курс для мирских людей, там же. Многие из садхаков жаловались, что такой-то мальчик ходит с такой-то девочкой, и это их огорчало и раздражало. Я сказал: "А почему вас беспокоит, что этот мальчик ходит с этой девочкой? Это их дело. Зачем вы портите свою садану? Вы здесь не полицейские. А выполняете работу полицейских. Из-за того, что вы против этого, ваши ум направлен в этом же направлении".
Это происходит со священниками, отцами, монахинями, садхаками и махатмами. Многие из них застревают на этом. Потому что они думают, что убегают от этого, но на самом деле они вязнут в этом. … Либо человек очень глубоко погружается в секс, либо полностью отвергает его - в обоих случаях ум одержим сексом.
Мулла Насреддин на смертном одре
Мулла Насреддин находился на смертном одре. К нему пришёл священник и сказал: "Мулла, покайся во всех грехах, которые ты совершил, всё равно ты умрешь". Мулла ответил: "Не мешай мне! Я уже это делаю! Я раскаиваюсь в грехах, которые я не совершил. Жизнь так коротка, она заканчивается! Я мог бы сделать намного больше! Всё равно я собираюсь уйти отсюда. Кто знает, есть ли рай или ад? Кому какая разница! По крайней мере, я мог бы совершить множество грехов. Я раскаиваюсь в том, чего я не сделал".
Мы застреваем на том, что у нас есть, и на том, чего у нас нет.… Мы застреваем на вещах, ситуациях, предметах и людях, и даже на знании. Так называемое знание принесло так много высокомерия. … Мы застреваем как на хорошем, так и на плохом….Свобода. Как достичь свободы?
В Ашраме Ганди
Я слышал, что в Ашраме Ганди раньше подавали нинчатни. Они готовили хорошую пищу, смешивали всю ее с нинчатни и ели. Ганди был большим противником людей, любящих вкусно поесть. Какой-то англичанин приехал посетить его ашрам и из вежливости, знаете, англичане такие вежливые, когда он приехал туда, то не сказал, что это плохо ,а произнес: "Да, да, это вкусно!" Это выглядело так, что он сказал, что нинчатни вкусные, это зелень вкусная. Что среди всей пищи ему это понравилось больше всего. Это так обрадовало Ганди, поскольку этот человек был единственным, кто сказал, что нинчатни вкусные. Поэтому Ганди позвал повара и попросил дать еще 3-4 добавки.
Это та же упущенная лодка. Независимо "За" вы или "Против". Вы упускаете эту лодку, самую суть, вы не можете освободиться от того, против чего вы настроены. Если вы против чего-либо, знайте, вы не свободны от этого. Если вы против кого-либо, знайте: вы от них не свободны.
Узкая тропа
Если бы я был зависим, тогда я стремился бы к освобождению. Но вас ничто не связывает.
Несколько лет назад, пятнадцать-шестнадцать лет назад или даже больше, двадцать лет назад, мы были в Гималаях и как-то раз решили ночью подняться на вершину холма. Нас посетило очень озорное настроение. Мы собрали двух-трех человек, они все согласились на это, и мы тихо сбежали из Ашрама. Нам не следовало покидать Ашрам Шанкарачарья Нега, так как повсюду стояла охрана. Но так получилось, что мы были в хороших отношениях с охранниками, и сбежали через задние ворота в горы. Мы были абсолютно уверены в том, что ничего не случится. Если бы нам встретились дикие звери, мы бы применили какие-нибудь сиддхи, и они ушли бы. Мы бы подружились с ними. Это был лес, где жили львы, тигры - в этом лесу можно было повстречать кого угодно - слонов, например.
Итак, мы шли ночью, все шли, шли и шли. Поднимались на холм и спускались вниз. Поднимались на другой холм и снова шли вниз. И так три холма. Должно быть, была глубокая ночь - около трех часов. У нас был маленький фонарик. Приключение. Путешествие. Просто захотелось захватывающего путешествия. Около трех-четырех часов кто-то сказал: "Стойте! Дальше не ходите". Мы спросили: "Кто там, в лесу?" И мы остановились. И увидели на несколько шагов впереди себя большой … Это был утес. Тысячи футов вниз. Было так темно, что мы не могли ничего разглядеть. Этот утес мы увидели утром. А мы пошли другой дорогой. Кто-то сказал: "Стойте. Может быть здесь подходящая дорога". И мы пошли другой дорогой, очень узкой тропой.
На обратном пути те двое, которых я взял с собой, отказались возвращаться той же дорогой, потому что наступил день. После шести часов они увидели, что дорога была такой, что они бы не смогли пройти. Ночью мы прошли, идя к храму - маленькому храму Шивы внизу в долине. На обратном же пути я должен был по-настоящему убедить тех двух молодых людей пойти, потому что нес ответственность за курс, а значит, за их возвращение. Но они отказывались вернуться. Потому что путь был такой узкий. Всего лишь тропинка, по которой нужно пройти. Было действительно страшно. Если поскользнешься…А кругом был песок, скользко. Если поскользнешься, от тебя останутся тысячи кусочков. Вместе не соберешь, абсолютно точно.
Невежество, темнота тоже иногда полезны. Меня ничто не связывало. Ночью нас ничто не связывало. Было легко идти вниз, а обратная дорога людей напугала. Все это - в уме. Могло бы быть и наоборот. Днем люди прошли бы, а ночью испугались бы идти той же дорогой в темноте. Наоборот.
Никаких оков на мне нет. Откуда тогда вопрос об освобождении?
Пригорок
Беспокойство делает человека несчастным. Что такое беспокойство? Видели старую грампластинку? Что происходит, когда ее проигрывают? Игла застревает на одной дорожке. И один и тот же отрывок звучит снова и снова. Точно так же потоки мыслей проходят через ваш ум. Некоторые мысли даже не ваши: они просто приходят и уходят.
В саду был пригорок. Не холм, а холмик или маленький пригорок. Весь покрытый травой, очень красивый. И главный садовник того сада часто стоял на нем и смотрел на прохожих. И кричал им: "Идите сюда, идите, в саду столько фруктов! Манго, бананы, чико, папайи – пожалуйста, заходите, угощайтесь!" Все любят фрукты! И люди говорили: "Что ж, если этот садовник так просит, почему бы не зайти?" Когда они заходили в сад, он спускался с пригорка, и оказывалось, что он передумал. Он говорил: "Зачем вы сюда пришли? Уходите, пожалуйста. Здесь вам не место, это мой сад. Я вырастил эти фрукты. Неужели вы думаете, что я просто так начну их раздавать? Я полил эту землю своим потом и кровью и не собираюсь отдавать эти фрукты не то что даром, но и за деньги! Даже если вы заплатите мне в десять раз больше!" Он снова забирался на пригорок, садился и начинал повторять то же самое: "Заходите, заходите, пожалуйста, делайте с этими фруктами, что хотите. Я здесь для того, чтобы вам их отдать. Если вы счастливы, то и я счастлив", – вот такая у него была философия. Но как только он спускался с пригорка – все начиналось сначала. Он даже дрался! И люди решили: "Наверное, он немного сумасшедший. Что-то с ним не в порядке". Ему перестали верить. Даже он сам ничего не понимал: "Что со мной происходит? Не понимаю". Но один мудрый человек из того города сказал: "Нет, давайте посмотрим, что зарыто под этим пригорком". И они откопали трон очень известного царя по имени Викрамадитья. А этот царь прославился своей щедростью, благородством, высокодуховной жизнью. И поэтому ему не нашлось достойного преемника, никто не отважился сесть на его место, уж очень оно было сильное. И в конце концов его золотой трон закопали прямо под этим пригорком.
История про горшечника
Что такое мокша? Освобождение от желаний. Желание и отказ от желания – вот что такое мокша. Вы сидите и думаете: "Ах, хочу на Луну. Хочу летать". Так можно долго фантазировать. Но что получается? Ваше желание не согласовано с доступными вам средствами.
Один горшечник – слышали эту историю? – слепил много горшков. Он потратил на это очень много времени, и каждый горшок получился как произведение искусства. Он даже некоторые раскрасил. И вот горшечник положил все горшки в корзину. Знаете, как люди носят корзины в Индии? На голове. Положил он все горшки в корзину, поставил ее себе на голову и пошел. А идти ему было далеко – в соседнюю деревню, чтобы продать там горшки на рынке. И вот идет он – а ум, как это обычно бывает, затараторил: "Что я сегодня сделаю? Продам все горшки. Заработаю много денег. Потом сделаю еще горшков, продам их. Тогда за три-четыре года у меня накопится триста тысяч! Или пятьсот. Тогда я заработаю еще больше и стану миллионером. И буду все время лежать на диване. А если придет сосед, я смогу просто вот так его пнуть. Если придет мой враг и начнет вилять хвостом, я дам ему работу". И он начал строить планы: "Тогда все мои друзья станут работать на меня. Я дам им много денег, а они все будут мне низко кланяться. А я буду сидеть сложа руки и развалюсь в кресле. Если вы идете по дороге и представляете, что развалились в кресле, задрав ноги и сложа руки. Вот он и сложил руки, а все горшки упали и разбились на мелкие кусочки. В пыль. Он и до рынка не дошел.
История про обезьяну
Всё, что человек интеллектуально рассматривает как плохое, неправильное, чего не следовало бы делать, ум больше и больше продолжает это делать.
Вы слышали эту историю про обезьяну? Жил один фермер. Однажды он пришёл к святому и сказал: "Дай мне что-нибудь такое, чтобы моя жизнь стала удивительной. Дай мне какую-нибудь мантру. Я должен совершить Джапу". Святой ответил: "Хорошо". Он дал мантру и сказал: "Пой её". И фермер был очень счастлив, он побежал вниз по лестнице и уже почти ушёл, когда святой окликнул его: "Одну минуточку, я кое-что забыл тебе сказать. Когда бы ты ни захотел вспомнить эту мантру или когда сядешь медитировать, постарайся не думать про обезьяну. Если ты будешь думать про обезьяну, то мантра станет бесполезной. Это важно. Она не принесёт тебе пользы". Фермер сказал: "Это так легко, я за всю свою жизнь не думал об обезьянах, нет никакой причины, почему я должен думать о них сейчас. Для меня главное поле, а обезьяны вовсе туда не приходят. Рисовые и пшеничные поля. Они меня нисколько не беспокоят".
Итак, он пришёл домой и сел медитировать. Какая была первая мысль, которая пришла к нему? Обезьяны. Он сказал: "Может быть это днём, они где-то здесь и их вибрации попадают в мой мозг. Я тут не причём. Может быть, обезьяны хотят, что бы я помнил о них, но ночью они уснут и позволят мне медитировать". Поэтому он встал в 10 часов вечера и начал медитацию. И первая мысль, которая пришла к нему на ум была какая? Обезьяна! Теперь не только во время медитации, но и всё остальное время, когда он сидел, стоял, ел, пил....и даже в ночных кошмарах его преследовали обезьяны! Три дня его так мучили обезьяны, а на четвёртый день он прибежал назад к святому: "Пожалуйста, забери свою мантру и своих обезьян тоже! Я не хочу. Освободи меня от этого обезьяньего наваждения. Я сошёл с ума, я ничего не могу поделать!"
Муха и слон
Есть одна история из Панчатантры.
Жила – была муха и сидела она на ноге слона. Вдруг муха сказала: “Я больше не люблю этого слона. Он даже не обращает на меня внимания”. Потом она добавила: “Я его брошу. Сейчас улечу”. Также как многие разгневанные жены часто говорят: “Я его брошу. Уйду совсем. Пускай делает все, что захочет”.
Итак, муха решила покинуть его. В этот самый момент слон случайно переставил ногу немного вперед, сделал один шаг. Что же произошло? Поднялось большое облако пыли. И знаете, что прокричала муха слону? “Ты только посмотрит! Как только я решила тебя бросить и улететь, поднялась большая буря! Страдай же теперь от этого!А со мной ничего не случится. Ты один будешь страдать!”.
Муха возомнила, будто своим решением улететь она подняла большую бурю, а бедный слон даже никогда и не догадывался, что на его ноге сидела муха!
Вот что такое наше эго. Вы совершенно ничего не значите для этого Существования. Какое вы имеете значение? Эффект всякого совершенного вами действия сохраняется на определенное количество дней, месяцев или, самое большее, лет, а затем исчезнет.
Морская раковина
Наркотики, алкоголь или курение – это плохо, но вы, тем не менее, это делаете. Почему? Потому что ищите какую-то радость. На самом деле, все это не дает вам радости, а просто обещает ее.
Есть такая история. Один человек пошел на базар и приобрел морскую раковину, благословленную святым. Это была особенная, таинственная морская раковина. Вы могли что угодно у нее попросить, и она давала это.
Друг этого человека увидел эту раковину, пришел в восторг и захотел такую же.
Очень часто вы хотите что-то получить не потому, что вам это нужно, а просто потому, что это есть у кого-то другого. У вашего друга это есть, и вы тоже хотите это получить. Ваш друг купил Ауди или Мерседес, и вы тоже хотите себе Ауди или Мерседес. Какая разница? Вам ведь просто нужна машина, чтобы ездить. Но поскольку ваш друг приобрел более крутую машину, вы тоже хотите машину покруче.
Итак, этот друг пошел на базар за морской раковиной. Владелец магазина показал ему раковину и сказал, что особенность этой раковины в том, что когда вы просите ее о чем-то, она дает вам все в двойном размере. Предположим, вы хотите одну машину, а морская раковина скажет вам: «Почему только одну, ты можешь взять две».
Кто-нибудь из вас слышал эту историю? Нет? Вы что, не читаете моих книг и не слушаете мои записи?
Итак, он взял раковину и принес ее домой. И попросил у раковины один килограмм золота. А раковина ответила: «Почему один килограмм, возьми два».
Тогда он сказал: «Хорошо, дай мне два килограмма».
А раковина ответила: «Почему два килограмма, возьми четыре».
Он сказал: «Хорошо, дай мне четыре».
Раковина ответила: «Почему четыре, возьми восемь».
Тогда он сказал: «Ладно, просто дай мне восемь, я больше не хочу».
Раковина ответила: «Почему восемь, возьми шестнадцать».
Она просто умножала, но ничего не давала.
Он сказал: «Дай мне что-нибудь», она ответила: «Почему просто что-нибудь, возьми много всего».
Так что человек просто заткнул свои уши и простонал: «О-о!» Это абсолютно то же самое, что ваши привычки делают с вами. Привычки только обещают вам радость, но никогда не дают ее.
Чтобы избавиться от плохих привычек, вам необходимо одно из этих трех: любовь, страх или жадность.
Сильная любовь или обещание любимому человеку, поможет вам освободиться вредных привычек.
Если доктор скажет вам: «Еще одна рюмка водки, ваша печень разрушится и вы умрете», под страхом смерти вам будет легче отказаться от спиртного.
А если кто-то пообещает вам: "Не будете пить в течение сорока дней, дам вам миллион долларов", вы скажете самому себе: «Почему сорок? Я не притронусь к спиртному 45 дней, чтобы уж наверняка».
Жадность, страх или любовь - лучшие лекарства от дурных привычек.