Ваши отношения с людьми должны идти за пределы слов,
за пределы чувств, эмоций, потому что слова меняются, меняются и эмоции.
Тогда эти отношения реально становятся хорошими,
серьезными отношениями. Каковы бы ни были отношения - дружба или брак,
они становится очень прочными, если вы понимаете за пределами эмоций.
Когда вы принимаете каждый аромат эмоций, каждую мысль и слово,
вы создаете платформу отношений,
которую невозможно поколебать, которую ничто не сломает.
Шри Шри Рави Шанкар

Когда один, но не одинок  *  Позвольте каждому выбирать свой путь   *  Беседа с родителями

Когда один, но не одинок

Когда один, но не одинок

Если вы думаете, что вас никто не любит, то знайте наверняка, что вы любимы. Земля вас любит, поэтому вы удерживаетесь на ее поверхности. Любовь земли проявляется в силе гравитации (силе притяжения). Воздух вас любит, поэтому ваши легкие наполняются воздухом даже тогда, когда вы спите. Божественное (Бог) вас любит очень и очень. Как только вы осознаете это, вы никогда не будете чувствовать себя одиноким.
Компания какого-либо человека не сможет заполнить вашего одиночества. Но даже если сможет, то это будет не надолго. На самом деле одиночество может быть заполнено только, когда вы находитесь в уединении. Если вы чувствуете себя комфортно наедине с собой, то вы никогда не будете чувствовать одиночества. Когда вы не чувствуете одиночества, то можете делиться радостью с окружающими.
Люди бегут сломя голову на вечеринки и праздники, но за тем, кто не испытывает такую лихорадочность, вечеринки и праздники следует следом, куда бы он ни пошел. Если вы бегаете в поиске компании, то в итоге вас все равно настигнет одиночество; а если вы будете пребывать в уединении с самим собой, то люди сами станут искать вашей компании.
Если вы умеете наслаждаться пребыванием в уединении с самим собой, то вы никогда не будете скучным человеком для других, потому что иначе ощущение одиночества наводит скуку, что делает вас скучным и еще более одиноким. Представьте только, что если вам скучно находиться наедине с самим собой, то насколько это докучает остальным?!
Тот, кто окружен людьми, ищет уединения; а тот, кто одинок, ищет компанию. Каждый ищет равновесия. Это равновесие подобно острию бритвы. Это равновесие можно обрести только в самом себе. Если вы возьмете перерыв, скажет одну неделю в году, просто для того, чтобы побыть только с самим собой, чтобы понаблюдать за своими собственными мыслями и эмоциями, то вы осознаете, что такое тишина и спокойствие.
Время от времени делайте подобное: ненадолго отстранитесь от тех, кто близок вам, с кем вы проводите больше всего времени, и устройте себе каникулы, чтобы побыть наедине только с самим собой.
С самого утра, как только вы просыпаетесь, вы всегда находитесь в окружении людей, и ваш ум застревает житейской суете. Поэтому иногда в течение дня, присядьте на несколько минут, чтобы погрузиться в глубину собственного сердца. Тогда вы не будете ощущать одиночества, даже если вы одиноки.
Живите полной жизнью. Если вы полезны окружающим в вашей жизни, то найдутся сотни и миллион людей, готовых позаботиться о вас. Мать Тереза и Ачарья Виноба Баве, например, были лежачими больными долгое время. Неужели вы думаете, что в это время о них некому было позаботиться? Сотни людей считали за честь оказать им услугу, потому что все, что делали эти двое в своей жизни – это было полезным для окружающих их людей.
Когда вы совершаете служение, что является вашим единственным предназначением в жизни, то тогда исчезает страх, возникает концентрированность ума, непреднамеренность действий, а также радость надолго. Каждый раз, когда вы несчастны, страдаете или одиноки, то в этот момент вы просто соприкасаетесь со своими собственными ограничениями. Только ограничения являются настоящей причиной ваших беспокойств и волнений. Как только вы сталкиваетесь со своими ограничениями, ум словно уходит в мореплавание, и вы теряете центрированность. Что же тогда делать? Вам нужно просто испытывать благодарность и молиться о спокойствии и мире. Как только вы это сделаете, вы начнете улыбаться, и какой бы безнадежной ни была ситуация, вы сможете ее преодолеть.
Учитесь у прошлого и забудьте то, что знали. Просто двигайтесь вперед с творческим рвением и энтузиазмом. Когда сложно, но вы стараетесь, то раскрываются лучшие качества вашей личности, а когда придет время наград, то вы получите по заслугам все лучшее в этой жизни. В жизни неизбежно ни то, ни другое.

Позвольте каждому выбирать свой путь

Позвольте каждому выбирать свой путь

Вопрос: Гуруджи, каким образом вы помогаете кому-то осознать их гнев, если они очень упрямы и не хотят попробовать ступить на духовный путь?
Шри Шри Рави шанкар: Знаете, что я вам скажу: дайте всем свободу. Вы не можете никого контролировать. Этот человек просто такой, какой есть, что с ним поделаешь? Если вы будете говорить кому-то что-то, они не изменятся, и вам не стоит никого контролировать. Это вывод, к которому я пришёл. Никого не контролируйте. Позвольте каждому выбирать свой путь. Осторожно направляйте их, если они прислушиваются к вам. Если они не слушают вас - что ж, тогда это их проблема. Что вам остаётся делать?
Понимаете, о чём я говорю? Вы пытаетесь контролировать их – своих детей, супругов, друзей – без какого-либо умысла; то, что вы пытаетесь их контролировать, вовсе не является плохим намерением. Но что вы можете сделать, когда они очень злятся? Знаете, ваш гнев возникает из-за того, что вы пытаетесь контролировать. В тот момент, когда вы перестаёте контролировать, ваш гнев также улетучивается, понимаете? Вы раздражаетесь, когда кто-то вас не слушает, верно? Вы повторяете им что-то десять раз, а они всё равно не слушают, и что тогда происходит с вами? Вы раздражаетесь. В этот момент должно прийти понимание: «Что ж, видимо, этот человек таким и должен быть. Что я могу поделать? Джей Гуру Дев!» И тогда что немедленно происходит? По крайней мере, ваш ум успокаивается, и вы не раздражаетесь.
Итак, о чём я говорил? Прекратите контролировать людей и ситуации. Тогда вы пребываете в покое. Наше желание контролировать является проблемой. Понимаете? В любой ситуации всё произойдёт как надо, так или иначе. Делай, что должен, и будь что будет. И всё. Уяснили?
Но не следует путать это с апатией, неумением управлять, недостатком инициативы или беспорядочностью. Понимаете, о чём я говорю? Это очень, очень тонкая грань. Мудрый человек знает, как управлять, не контролируя, понимаете? Мягко направляйте, не пытаясь контролировать. И не теряйте терпения, повторяйте что-то не один раз, а десять. Вы не должны причитать с первого же раза: «О, я уже говорил ему это, а он не слушал». Нет, вы должны иметь терпение и повторять это несколько раз, и если люди до сих пор не делают того, что вы им советуете, не расстраивайтесь.
Наличие терпения, чтобы повторить одно и то же десять раз – в этом и есть мудрость. Как вы будете повторять им это десять раз, если они не делают то, о чём вы их просите, ни на первый, ни на второй, ни на третий раз? Вы говорите: «Что ж, они не делают этого, вот они какие»... В этом случае это показывает, что вы вялы, недостаточно инициативны, в вас не хватает ответственности. Я рассказываю вам о чём-то очень-очень тонком, вы слушаете? Когда у вас есть ответственность, как вы поступаете? Вы продолжаете это делать…. Верно?
Предположим, вам нужно наколоть дров; вы ударяете топором раз – и, если древесина мягкая, она сразу же поддаётся. Но если древесина жёсткая, что вы делаете? Продолжаете долбить это полено. Как долго? До тех пор, пока оно не расколется. Вы продолжаете его раскалывать. И точно таким же образом, в своём уме мы имеем такие же стандарты для каждого. Мы думаем: «О, если все эти дрова раскалываются от одного удара, то и это полено тяжёлой древесины тоже должно расколоться с первого раза». И злимся… Нет. Какие-то поленья трудно расколоть, какие-то легко. Для раскалывания каждого полена требуется своё определённое время. И в случае, если полено не удаётся расколоть или оно вовсе не деревянное, вы зовёте кого-нибудь на помощь.
Вы должны пребывать в состоянии покоя. Это мой вывод. Как? Не контролируйте, позвольте людям идти своим путем, но продолжайте наставлять их; если они не слушают, то просто-напросто кладут грязь себе на голову. Знаете, чтобы искупать слона, людям требуется 4-5 часов. Иногда они заставляют слона лечь и выливают на него воду ведрами. Нужно вылить очень много воды. Вы когда-нибудь видели слона, который принимает ванну? Нет? О, когда вы приедете в Бангалорский Ашрам, вы увидите не одного, а целых два слона. Два часа уходит на то, чтобы почистить их щёткой - слоны привыкли принимать спа-ванны! И каждый день их чистят щёткой, а затем поливают тёплой водой. И в результате они сияют чистотой. Но стоит оставить их на 10 минут, они берут и разбрасывают грязь. У них нет понимания того, что «Я только что принял ванну и теперь я снова забрасываю себя грязью». Как только они находят грязь и разный мусор, они поднимают его и бросают прямо себе на голову, и снова становятся грязными. (смех) Что тут поделаешь?Знаете, что я вам скажу: дайте всем свободу. Вы не можете никого контролировать. Этот человек просто такой, какой есть, что с ним поделаешь?

Беседа с родителями

Беседа с родителями

Мне очень сложно говорить о воспитании детей. У меня нет опыта. Но я могу дать вам некоторые идеи, исходя из наблюдения. А вам нужно применить их на практике и посмотреть что получится. Если вы привыкли к порядку, дети сделают вас хаотичным. Дети лучше, чем кто-либо другой, ломают ваши барьеры. Я помню, один мой дядя был очень строг и усердно приучал к дисциплине меня и мою сестру. Когда у него появился сын, теперь уже сын начал дисциплинировать его и сломал все его барьеры. Поэтому ваши дети могут вас научить тому, чему никто другой не сможет.
Первое, что для нас важно, это наблюдать за детьми, за их склонностями, за тем направлением, в котором они развиваются. Это путешествие в обе стороны. Чему вы хотите у них научиться? И чему вы хотите их научить? Не пытайтесь навязать им ваше видение. Вам необходимо поделиться с ними вашим видением, вашим пониманием и убедить их, если их восприятие является неправильным.
Каждый ребенок появился на этой планете с определенными наклонностями, с определенными задатками, которые нельзя изменить. Также ребенок приобретает определенные качества, навыки, и этот процесс можно контролировать. Вы все здесь? Это очень большая задача.
Если вы очень дисциплинированный человек, ребенок может создать хаос в вашей жизни, дети могут показать вам ваше место в жизни, заставить вас разрушить ваши барьеры. Нам нужно быть очень чувствительными. Вот что нам необходимо держать в уме - если вы говорите вашим детям не врать, а затем просите их ответить по телефону что вас нет дома, это просто не будет работать. Ссора в присутствии ваших детей только усугубит обстановку. Если вы хотите что-то выяснить с вашей женой/мужем, то лучше дайте вашим детям какое-нибудь задание, а затем ругайтесь, сколько вздумается. Но к тому времени, как дети вернуться, лучше помиритесь.
Мы поощряем в наших детях тенденцию не отдавать ничего, держаться за вещи. Когда это пересекает определенную грань, мы чувствуем, что эта их склонность нас угнетает. Мы часто говорим им оставлять те или иные вещи при себе. Затем у них развивается эта наклонность держаться за что-то. Даже незначительные действия могут отражать качества чьей-либо личности, и они могут стать помехой на пути развития личности.
В то же самое время, мы можем поощрять желание детей делиться и отдавать, и это может способствовать развитию личности. Так что мы можем много чего сделать для коррекции приобретенных качеств и талантов или личности ребенка. Но вы не можете ничего поделать с теми задатками, с которыми ребенок родился. Они все равно проявятся. Мудрость заключается в том, чтобы отличить первое от второго (приобретенное от врожденного), и половина работы выполнена, если вы можете сделать это. Вторую половину работы вам необходимо оставить Богу, у вас нет контроля над этим.
Итак, весь этот процесс учит большому терпению и настойчивости, при этом направляя детей в том направлении, в котором им следует двигаться. Дать им мечту и убедить их идти за мечтой - это самая сложная задача для родителей. Поэтому, приобщайте их к разнообразной деятельности. Это следует сделать, пока они не достигли 10-11 лет. Вам необходимо приобщить ребенка к науке, искусству и всем другим занятиям, включая и выполнение служения. Как-нибудь в воскресенье дайте детям конфет и попросите раздать их бедным людям. Один или два раза в год возьмите их с собой в неблагополучные районы и попросите заняться служением. Это разовьет их личность самым неожиданным образом.
 
Вы должны познакомить их как с наукой, так и с музыкой. Необходимо развивать как левое, так и правое полушарие. Знаете, концепция Сарасвати, Богини обучения - она так удивительна. Если вы посмотрите на символ Сарасвати, у нее в руках музыкальный инструмент, книга, и четки. Книга символизирует развитие левого полушария мозга, музыкальный инструмент символизирует развитие правого полушария, а четки - медитативный аспект. Таким образом, знание, музыка и медитация - все эти три аспекта необходимы для того, чтобы образование было полным. Тогда вы можете называть человека цивилизованным и образованным.
Итак, позаботьтесь о том, чтобы ваши дети изучали музыку и йогу. А также позаботьтесь и о том, чтобы у них развилось научное любопытство, чтобы они задавали вопросы. Поощряйте их задавать вопросы. Ребенок начинает задавать вопросы в три года. Затем они продолжают постоянно задавать вопросы. Часто они задают вам такие вопросы, на которые вы не знаете ответа. У скольких из вас был такой опыт? Они заставляют вас удивляться. Они заставляют вас задумываться об этой реальности, ведь она потрясающа. Итак, детей просто необходимо приобщать как к музыке, так и к науке.
Затем, научитесь понимать личность вашего ребенка. Посмотрите, как ваши дети взаимодействуют с людьми разных возрастных групп. Как они ведут себя с теми, кто младше? Как они себя ведут с теми, кто старше их? Как они взаимодействуют со сверстниками? Это очень важный момент. Таким образом, вы сможете понять, есть ли у них комплекс неполноценности или звездная болезнь, являются ли они интровертами или экстравертами. И здесь вы можете сыграть очень важную роль. Играйте с ними в развивающие игры и поощряйте их взаимодействовать с людьми всех возрастов. Таким образом, мы можем сформировать такие их качества, которые позволят им стать очень центрированными, талантливыми, гибкими людьми и личностями, свободными от комплексов.
Дети, у которых развивается комплекс неполноценности, будут охотнее общаться с младшими и стараться избегать старших и даже сверстников. Те дети, у кого комплекс превосходства, будут избегать маленьких, и стараться общаться только со старшими. И в том и в другом случае их умение общаться не на высоте. Вы, как родитель, можете научить их навыкам общения. Это очень важно для них - научиться правильно общаться.
Я хочу, чтобы вы выполнили одно упражнение. Скажите человеку, сидящему рядом с вами: «Я тебе не верю». Если это ваш супруг/cупруга, то для вас это хорошая возможность (Шутливо!). (Спустя какое-то время, когда присутствующие не смогли сделать это, даже после того, как их попросили об этом два-три раза). Вы не можете сделать это серьезно. Видите, как трудно сказать кому-то, что вы ему не верите. Трудно сказать кому-то, что вы ему верите. Но намного труднее сказать кому-то, что вы ему не верите. Вы поняли это? Заметили ли вы, что вы сделали нечто, что никогда прежде не делали? Вы сказали кому-то, что вы ему не верите, и начали улыбаться. Случалось ли это с вами когда-либо прежде? Дети по своей природе склонны доверять. Но каким-то образом это доверие в них разрушается. Нам нужно обратить на это внимание. Доверяют ли они самим себе? Достаточно ли они уверенны в себе?
 
У здорового ребенка три вида веры – вера в Божественное, вера в доброту людей и вера в самого себя. Здоровый ребенок не будет думать, что все воры или что все плохие. Он не впадает в такого рода паранойю. Здоровый ребенок знает, что люди хорошие. Здоровый ребенок имеет веру в самого себя и веру в невидимую силу Бога, Божественности, некоей высшей силы. Эти три веры могут сделать ребенка гениальным. Это те самые составляющие, дающие ребенку возможность стать очень талантливым и даже гениальным. Воспитывая детей, нам нужно поддерживать в них эти тенденции, эти три веры.
Если вы все время говорите своему ребенку, что все люди обманывают, то ребенок потеряет свою веру в окружающих людей и общество в целом. Его личностные свойства, таланты и навыки общения станут хуже. Очень сильно пострадают его взаимоотношения с людьми. Такие дети будут неудачливыми в бизнесе, неуспешными в профессии или искусстве. У них могут быть таланты, но таков будет результат, если лишить детей веры в людей, в их доброту и веру в то, что все к лучшему. Сегодня много молодых людей хотят быть предпринимателями, но они не достигают успеха. Знаете почему? Вот причина: они не верят в порядочность людей или не верят в самих себя. Будучи родителями, мы должны взрастить эти вещи в своем ребенке.
Поощряете ли вы их, если они приходят к вам с жалобами? Что вы делаете? Поощряете ли вы негатив, или вы преобразовываете его во что-то положительное? Вы должны играть роль человека, приводящего к равновесию. Иногда ваш ребенок приходит к вам и говорит, что такой-то такой-то хороший, а вы знаете, что этот друг вашего сына/вашей дочери не такой уж хороший. Здесь вы должны указать им на их ошибки и иногда привести к разумной золотой середине в поведении. Если ребенок попадает под влияние кого-то, о ком вы знаете, что их привычки не назовешь хорошими, тогда вы вынуждены говорить неприятные вещи. Но если ребенок говорит о ком-то плохо, вы должны помочь им изменить их взгляд на ситуацию в позитивную сторону. Итак, вы должны предпринимать уравновешивающее действие, когда вашего ребенка качает слишком сильно в ту или иную сторону. Вы со мной согласны? Мы создаем вокруг себя определенную атмосферу. Если мы создадим атмосферу доверия, и дети вырастут в этой атмосфере, то они будут выдающимися во всех отношениях. Но если мы создадим атмосферу негативности, недоверия или подавленности, то они будут отражать это и возвращать все эти вещи обратно к нам.
Поскольку вы пришли сюда сегодня, я хочу дать вам упражнение, которое я хотел бы, чтобы вы выполняли каждый день. Когда вы придете назад домой и встретите своих детей, первое, что вы делаете – это хлопаете с ними в ладоши, или играете, или смеетесь. В первые день-два это может выглядеть немного искусственно. Но потом, и для вас самих, и для ваших детей это станет прорывом. Как можно чаще садитесь и обедайте вместе всей семьей, по крайней мере, 3-4 раза в неделю. И во время еды не говорите им, что они плохие. Когда накладываете им пищу, не портите им настроение. Еще будет время, чтобы сказать им, что они ведут себя неправильно, но никогда не делайте этого за обеденным столом.
Закройте глаза на 30 секунд. Просто представьте себе, что все говорят вам, что не доверяют вам. Подумайте о том, что никто вам не доверяет. Как вы себя будете чувствовать? (Спустя 30 секунд) Откройте глаза. Плохо, печально, подавлено! Знаете, это та атмосфера, которую вы создаете: «Я тебе не верю, я тебе не доверяю». Я понимаю, требуются усилия, чтобы создать здоровую окружающую обстановку, потому что ваша жизнь – это не только ваши дети. У вас так много других занятий; круг людей, с которыми вы взаимодействуете, очень широк. Когда у вас нет контроля над своим собственным настроением, трудно создать настроение или создать нужную атмосферу просто ради детей. Но нам нужно приложить усилие.
Итак, давайте быстро снова все повторим. Обедайте с детьми, по крайней мере, 3-4 раза в неделю. И когда едите, не указывайте им на их ошибки и не обвиняйте их. Позаботьтесь о том, чтобы их настроение было приподнятым. Убедитесь в том, что их личность развивается таким образом, чтобы они не чувствовали разрыва между поколениями, чтобы они общались со старшими и младшими. Наделите их ответственностью в отношении младших и иногда поручайте им обязанность делать что-то для старших – с помощью этого вы сможете построить мост через пропасть между поколениями.
Позаботьтесь о том, чтобы они занимались понемногу и наукой и искусством. Если вы находите, что ваш ребенок слишком сильно ориентирован на музыку и искусство, и не обращает внимание на научные дисциплины, тогда приложите небольшие усилия, чтобы привести его в научный музей или заставить его позаниматься математикой. Подогрейте немного их интерес к науке. А если они слишком сильно увлечены наукой и математикой, то обеспечьте им также и некий музыкальный уклон в образовании. Но мальчиков вы должны будете поощрять немного больше. Девочки обладают естественной склонностью к искусству.
Вовлеките их в проект, в который они вносили бы свой вклад, больше отдавая, чем приобретая и сохраняя для себя. Нам нужно что-то сделать, чтобы привить детям эту склонность. Просто в мелочах, это не должно быть чем-то значительным.
Позаботьтесь, чтобы у них было три типа веры. Вера в доброту людей. Рассказывайте детям истории о добре, или о том, что хорошего происходит в мире, а не только что-то негативное. Поощряйте их веру в себя. Иногда они говорят: «Я не могу этого сделать». Подбодрите их и скажите, что они могут это сделать. И затем вера в справедливость в обществе. Если они вырастут с чувством недоверия или страха, они рискуют стать параноиками. Их личностные качества начнут ухудшаться, они никогда не смогут полностью расцвести, они никогда не будут хорошо общаться в обществе. Вера в общество и вера в Божественное. Небольшое количество ритуалов необходимо, чтобы создать для детей необходимую атмосферу. Посадите их и пропойте несколько мантр, попросите их зажечь свечу, лампу. Для детей полезно придерживаться некоторых ритуалов. Заставьте их разбить кокос (жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём или о каменную стену) символизирует разбитие нашего эго и других качеств, которые хочется в себе разбить вдребезги) или пойти в храм. Важно утвердить выполнение некоторых санскар (sanskara, священнодействие - главнейшие религиозные церемонии, обязательные для каждого индуса хорошей касты) в отношении того, что является сверхъествественным. Разве вы не думаете, что это необходимо? Вера в непознанное может помочь им далеко пойти. Не слишком много, просто хотя бы чуть-чуть. Заставьте их прочитать несколько шлок (строфы из писаний). Подобные вещи разовьют их личность.
Когда дети настроены очень положительно в отношении своих друзей, предостерегите их немного, но не слишком сильно. Если они настроены очень негативно в отношении каких-то друзей, то покажите им, что и от этих друзей тоже идет что-то положительное. Таким образом, вы подталкиваете их обратно к центру, не давая склониться ни в одну из сторон. Учитесь у них. Не занимайте всегда позицию учителя. Но проявляйте участие в их жизни и учитесь у них.
 
В: Как справиться с ожиданиями ребенка, когда он начинает сравнивать себя с другими и требовать того, что имеют другие? Они говорят, что такой-то и такой-то так хорошо обеспечены, и что они тоже так хотят.
Шри Шри Рави Шанкар: Вы должны сказать своим детям, что вы можете им дать только столько-то, и что они не должны сравнивать себя с другими. Но важно, чтобы вы не давали им никаких неоправданных надежд. В то же самое время, мы можем дать им мечту. Если ты сдашь этот экзамен или сделаешь что-то, то может быть, ты это получишь. В этом кроется важность развития в них подобной чувствительности и принадлежности. Именно поэтому я и говорю, что если вы вместо того, чтобы их учить, принимаете во всем участие, то они даже не будут вас просить о том, о чем был ваш вопрос. Они должны участвовать в вашей жизни. Тогда вместо того, чтобы выдвигать вам свои требования, они будут чувствительны по отношению к вам. До того, как вы станете хорошим отцом или матерью, вы должны стать хорошим дядей или тетей. Вы понимаете, о чем я говорю? Вам следует больше общаться с друзьями своих детей. Они будут слушать вас. Предположим, что у друзей вашего сына/дочери есть какие-то пагубные привычки, тогда вы сможете повлиять на них, чтобы они изменились. Они будут слушать вас больше, чем своих собственных родителей. Подобным же образом, другие родители могут лучше заботиться о чужих детях, чем о своих собственных.
 
В: Сейчас в обществе существует такая большая конкуренция, что детям не хватает времени на расслабление. Существует страх, что они не впишутся в это общество. Как нам справиться с этой ситуацией? Какую мантру использовать для достижения совершенства?
Шри Шри Рави Шанкар: Я думаю, что вам не следует давить на них слишком сильно. Вы должны научить их расслабляться. Именно поэтому я и сказал, что помогут музыка, медитация, игры.
 
В: Когда дети вырастают, они не заботятся о своих родителях. Существует так много домов престарелых. Как родители, в чем мы допустили ошибку, и каков Ваш совет родителям, чтобы эту ситуацию можно было бы взять под контроль?
Шри Шри Рави Шанкар: Именно поэтому я и говорю, что три вида веры очень важны – вера в самого себя, вера в порядочность других, и в Божественное. Немного религии, моральных и духовных ценностей, и то, как вы сами относитесь к своим родителям. А также просите их по-доброму обходиться со своими дедушками и бабушками – это может сильно повлиять на них. Просите детей заботиться о бабушках и дедушках, и они начнут это делать.
 
В: Как духовные практики могут улучшить успехи в учебе?
Шри Шри Рави Шанкар: Совершенно точно, могут. Знаете, недавно в Англии были проведены исследования, показавшие, что дети, изучающие Санскрит, достигают более ярких успехов в математике, и способность их мозга к изучению различных языков становится настолько лучше, что эти дети могут легко выучить любой язык, начиная с китайского и заканчивая английским и русским. Исследования продолжались 15 лет, и были установлены подобные результаты. Три школы в Англии сделали изучение Санскрита обязательным учебным предметом. Они также провели исследования, почему Индия достигла такого превосходства в информационных технологиях. Мозг индусов более соответствует работе с компьютерами. И это происходит из-за того, что их язык произошел от Санскрита. Поэтому хорошо, чтобы ваши дети изучали Санскрит.
Помимо этого были проведены различные исследования, которые показывают, что выполнение пранаям увеличивает проявление способностей детей. Они чувствуют себя более спокойными, внимательными и более бдительными. Они в состоянии лучше понимать и усваивать. Был доказан целый список подобных благотворных воздействий. Вы можете зайти на сайт YES+, чтобы узнать о преимуществах, которые дети получают в плане учебы.
 
В: Сегодня детей больше привлекает западная культура. Мой сын раздражается, если джинсы стираются после того, как он носил их только один раз. Мы должны платить дополнительные деньги за то, чтобы джинсы были порваны – потому что ему нравится такой стиль. Как мы можем изменить это отношение?
Шри Шри Рави Шанкар: Знаете, вся эта мода меняется. Поэтому не волнуйтесь. Ни одна мода не оставалась навсегда. Донесите это до своих детей и их друзей. Побудите их попробовать какие-нибудь другие стили. Именно поэтому я говорю каждому родителю, что вы должны быть хорошим дядей и тетей. Вы не можете заботиться только о своих детях. Вы должны заботиться также и об их друзьях. За один год вы должны устроить для своих детей по крайней мере шесть вечеринок в своем доме, на которых вам следует общаться с друзьями своих детей. Позовите их всех к себе домой, устройте вечеринку в пижамах (вечеринка типа невинного девичника с ночевкой, без алкоголя, наркотиков и пр.), посидите с ними, поговорите с ними, поделитесь историями, послушайте их. Если вы потратите на это один субботний вечер за два месяца, то вы сможете многое изменить.
 
В: Пожалуйста, дайте руководство по воспитанию детей с особенностями. Что можно для них сделать с помощью «Искусства Жизни»?
Шри Шри Рави Шанкар: Просто служите им. Не жалейте их. Знаете, люди с определенными отклонениями – их душа находится в другом состоянии. Они не находятся в состоянии, предполагающем проявления сочувствия. Они пришли на эту планету только для того, чтобы принять служение других. Выполняйте служение с таким отношением. Никогда не проявляйте жалости – «О, бедный ребенок». Дети с определенными отклонениями пришли только для того, чтобы принять служение с вашей стороны.
 
В: Как нам узнать, принимают ли дети наркотики, или они просто подвержены перепадам настроения?
Шри Шри Рави Шанкар: Это вы можете выяснить. Именно поэтому для вас нужно хорошо знать своих детей и круг их друзей. Вы узнaете, чем они занимаются, куда они ходят, будете следить за ними, особенно, за подростками. Это очень сложное время. С ними происходят определенные биологические изменения. Поэтому они просто не удовлетворены родительской любовью, с их телами происходит что-то новое. Они ищут любовь где-то на стороне – эмоциональную поддержку, физическое наслаждение. Их ум в таком замешательстве. Поэтому иметь дело с подростками – это серьезная задача. Именно поэтому у нас есть эти курсы YES и YES+, которые как раз предназначены для подростков. Я скажу вам, что эти курсы открывают детей таким образом, что я даже не могу это описать.
На одном курсе в Нью Дели участвовало 1000 представителей молодежи. Мы задали вопрос: «Кого вы ненавидите больше всего?» 80% ответили, что своих преподавателей, 75% сказали, что на втором месте стоят их родители. И это в стране, где мы говорим: «Maatra devo bhava, pitra devo bhava, aacharya devo bhava, atithi devi bhava» (К матери, отцу, учителям и гостям относятся как к высшим идеалам и проявлениям Божественности). Ужасно видеть, что они начинают их ненавидеть. Мы любой ценой не хотим допустить, чтобы насилие и стресс пришли в нашу образовательную систему. Мы не хотим культуры применения оружия, как это происходит в Америке. Там в классах так много насилия. Отчет за текущий год показывает, что насилие на территории учебных заведений в Америке утроилось по сравнению с 90-ми годами. Итак, это очень опасно, и мы не хотим подобного в Индии. Именно поэтому нам нужно привить молодым людям моральные и духовные ценности сострадания, дружелюбия, любви.
 
В: Молодежь так агрессивна. Мы даем им все, что они просят, и не смотря на это, они не удовлетворены. Они настолько гиперактивны. Как утихомирить таких гиперактивных детей, особенно если они своей активностью причиняют вред другим?
Шри Шри Рави Шанкар: Просто приведите их на курсы YES и YES+ . Когда такие дети прошли в Дели курс, их родители удивлялись, что же мы сделали с их детьми. Они стали такими хорошими. Родители никогда не думали о подобных переменах, которые они увидели в своих детях после курса. Те же самые дети, которые раньше говорили, что ненавидят своих родителей, начали проявлять о них заботу, посылать им записки с выражением своей любви, и спрашивать, что они могут для них сделать. В этих детях произошла полная трансформация. В 43 университетах Америки есть клубы прошедших курс YES+. В Корнеллском университете (частный университет в г. Итаке, шт. Нью-Йорк) и некоторых других сейчас этот курс аккредитован как учебная единица. Итак, если вы проходите курс YES+, занимаетесь медитацией, духовными практиками, то вы получаете «кредиты» (зачетные единицы). Сейчас мир это признает, и Индии лучше уже начинать делать то же самое. Нам нужно будет обучить их медитации и способам управления своими негативными эмоциями.