Молитва и религия
Каждый день Ганди начинал с молитвы и заканчивал молитвой. Он говорил, что молитва – это ключ, открывающий утро, и засов, закрывающий дверь дня вечером. Во время молитвы он читал вслух тексты всех религий, особенно индуизма и ислама, считая, что в духовном и нравственном измерениях они все едины, как един для всех Бог.
"У Бога тысячи имён, и, тем не менее, Он без имени".
"Мы можем восхвалять Его тем именем, которое приятно нам. Одни называют Его Рама, другие – Кришна, третьи зовут Его Рахим, а есть те, кто называют Его Богом. Все поклоняются одному и тому же духу, но как какое-либо блюдо не может понравиться всем, так и Его имя каждый выбирает в соответствии со своими ассоциациями. А Он, будучи Вездесущим, Всесильным и Всеведущим, знает наши самые глубинные чувства и отвечает нам в соответствии с тем, что мы заслуживаем".
Под религией я подразумеваю не формальную религию, но ту, которая лежит в основе всех религий и подводит нас лицом к лицу к встрече с нашим Создателем.
Религия не означает сектантство. Она означает веру в упорядоченное этическое руководство со стороны вселенной. Эта религия превосходит индуизм, ислам, христианство, и т. д. Она не вытесняет их. Она гармонизирует их и делает реальными.
Религия меняет природу человека,связывает с истиной внутри, а также постоянно очищает его. Это постоянный элемент в человеческой природе, цена которому никогда не может быть слишком высока.
Молитва - душа и суть религии и должна быть самой сутью нашей жизни.
Поклонение, или молитва, выполняется не губами, а сердцем. Молиться может и немой, и заикающийся и невежа, и глупец. Молитвы тех, чьи языки источают нектар, а сердца, в то же время, полны яда, никогда не будут услышаны. Тот, кто молится Богу, должен предварительно очистить своё сердце.
Вера ведёт нас через штормящие моря, двигает горы, и пересекает океаны в одно мгновение. Вера - живое, пробуждённое во всей своей широте осознание Бога внутри. Тот, кто достиг этого состояния, тот ни в чём не нуждается. И даже если больно его тело, он здоров духовно, он чист, он пребывает в изобилии духовных богатств.
Кто-то может спросить: “А как можно очистить сердце до таких пределов? Легко научить языку губ, но кто может научить языку сердца?”
Только “бхакта” – истинно преданный – знает это, и может научить этому.
Путь к тому, чтобы стать бхактой, лежит через Религию Служения. Сам Бог желает пребывать в сердце того, кто служит своим ближним.
Наполненное молитвой сердце – это двигатель, а служение наполняет сердце молитвой. Те индусы, которые в наше время служат “неприкасаемым” из всей полноты своего сердца, истинно молятся.
Что это такое, чем заняты миллионы индусов, мусульман, христиан, иудеев каждый день в часы, отведённые для поклонения Творцу? Мне кажется, что это выражение страстного желания сердца быть одним с Творцом, это взывание к Его благословениям. И в этом случае имеет значение отношение, а не слова, произносимые внятно или в бормотании. И часто воздействие смысла слов, переданных нам из древних времён и произносимых человеком на его родном языке, полностью искажается. Таким образом, Гаятри, переведённая и читаемая, скажем, на Гуджарати, не будет обладать тем же воздействием как в оригинале. Произнесение слова “Рама” тотчас окажет влияние на миллионы индуистов, в то время как слово “Бог”, хотя и понимаемое ими, не затронет их сердца. Так или иначе, слова обретают силу, благодаря длительному их использованию и связанной с их употреблением священностью. Таким образом, есть много доводов в защиту сохранения древних формул Санскрита в качестве общепринятых мантр или стихов. Разумеется, смысл их также должен правильно пониматься.
Не может быть никаких твёрдых правил относительно времени проведения актов поклонения. Это зависит от темперамента личности. И эти мгновения бесценны в повседневной жизни человека. Акты поклонения направлены на обуздание и усмирение нас, чтобы мы поняли, что ничто не происходит без Его воли, и мы есть не что иное, как “глина в руках Гончара”. Эти мгновения, когда человек просматривает своё прошлое, признаёт свою слабость, просит о прощении и силе быть лучше и поступать лучше. Одной минуты может быть достаточно для одних, и двадцати четырёх часов может быть недостаточно для других. Для тех, кто наполнен присутствием Бога, трудиться означает молиться. Их жизнь – это одна постоянная молитва или акт поклонения. Другим же, тем, кто действует только для того, чтобы совершить грех, чтобы оправдать себя и жить для себя, не хватит никакого времени. Если бы у них было терпение, вера и воля быть чистыми, они молились бы до тех пор, пока не почувствовали определённо очищающее присутствие Бога внутри себя. Для нас, обычных смертных, должен быть срединный путь, пролегающий между этими двумя крайностями. Мы не настолько возвышенны, чтобы сказать, что все наши поступки – это акты преданности, и мы также далеки от того, чтобы жить только для себя. Вот почему все религии устанавливают время для обычного выражения преданности. К сожалению, в наши дни акты поклонения становятся автоматическими и формальными, в то время как в них не должно быть лицемерия. Таким образом, важно исправить отношение, которое сопровождает эти акты.