Притчи Древнего Китая

(парафразы древних притч)

Притчи Древнего Китая

ПОСТИГШИЙ ЖИЗНЬ
Из древнекитайского трактата Чжуан цзы, IV век до н.э

Чжун ни* направлялся в Чу. Выйдя из леса, он увидел, как некий горбун ловил цикад на кончик палки, смазанный клеем, да так ловко, будто собирал их руками.
- До чего же ты ловок! - сказал Чжун ни,- Видно, владеешь каким то секретом?
- Есть один,- ответил горбун.- В пятую и шестую луну ** кладу на кончик палки пару бусин и осторожно поднимаю; если не падают - то из десятка цикад от меня убегают две три; если не падают три - то удирает одна; а уж если не скатятся пять - тогда будто руками собираю. Стою - как пень, руку тяну - как сухую ветку. И пусть огромны небо и земля, пусть много в мире всякой твари - у меня на уме только крылышки цикады; не отступлю, не отклонюсь, на целый мир их не променяю - как же после этого да не поймать!
Конфуций взглянул на учеников и сказал:
- "Если соберешь волю воедино - уподобишься божеству" - да ведь это сказано про нашего горбуна!

* прозвание Конфуция
** самое жаркое время года, время ловли цикад, пение которых высоко ценят китайцы

ИСКУССТВО ПЛОТНИКА
Из древнекитайского трактата Чжуан цзы, IV век до н.э

Плотник Цин вырезал из дерева раму для колоколов* . Когда рама была готова, все поражались: казалось, ее делали духи. Увидел раму луский князь** и спросил плотника:
- Каким искусством ты этого достиг?
- Я всего лишь ремесленник,- ответил плотник,- какое у меня может быть искусство? Впрочем, один способ есть. Никогда не берусь за работу в душевном смятении, чтобы очиститься сердцем, непременно пощусь. После трех дней поста уже не смею помышлять о почестях или наградах, о жалованье и чинах. После пяти - не смею думать о хвале или хуле, удаче или неудаче. После семи - в оцепенении не ощущаю собственного тела, забываю о руках и ногах. И уже нет для меня ни князя, ни его двора, все внешнее исчезает, и все мое умение сосредоточивается на одном. Тогда я иду в горы и присматриваюсь к природным свойствам деревьев. И только мысленно увидев в самом лучшем из стволов уже готовую раму, я принимаюсь за дело - иначе не стоит и браться. Так мое естество сочетается с естеством дерева - поэтому и работа кажется волшебной.

* В древнем Китае существовал музыкальный инструмент бяньчжун, который представлял собой набор из тринадцати колоколов чжун, каждый из которых имел свои размер и свою строго определенную частоту колебаний. Колокола подвешивались на деревянной раме
** Лу - древнее царство на территории полуострова Шаньдун

О СОВПАДЕНИЯХ

Циньский князь Мугун сказал конюшему Бо Лэ:
- Ты уже стар годами. Нет ли кого-нибудь в твоем роду, кто бы умел отбирать коней?
- Доброго коня,- отвечал Бо Лэ,- можно узнать по стати, мускулам и костяку. Однако у Первого Коня в Поднебесной все это - словно бы стерто и смыто, скрыто и спрятано. Такой конь мчится, не поднимая пыли, не оставляя следов. Сыновья же мои малоспособны: они сумеют отыскать хорошего коня, но не смогут найти Первого Коня в Поднебесной. Когда-то я таскал вязанки дров и связки овощей совместно с неким Цзюфан Гао. Он разбирался в лошадях не хуже вашего слуги. Пригласите его.
Князь принял Цзюфан Гао и немедля отправил его за конем. Через три месяца Цзюфан Гао вернулся и доложил;
- Отыскал. В Песчаных Холмах.
- А что за конь?- спросил Мугун.
- Гнедая кобыла.
Послали за кобылой, а это оказался вороной жеребец.
Князь, опечалившись, позвал Бо Лэ и сказал ему:
- Ничего не получилось! Тот, кого ты прислал отбирать коней, не способен разобраться даже в масти, не умеет отличить кобылу от жеребца - какой уж из него лошадник!
- Неужели он этого достиг! - сказал Бо Лэ, вздохнув в глубоком восхищении.- Да после этого тысячи и тьмы таких, как я,- ничто в сравнении с ним! Ведь Гао видит природную суть. Отбирает зерно, отметая мякину, проникает вовнутрь, забывая о внешнем. Видит то, что нужно видеть, а ненужною - не замечает. Смотрит на то, на что следует смотреть, пренебрегая тем, на что смотреть не стоит. Да такое умение - дороже всяких юаней!
Когда жеребца привели, это и впрямь оказался Первый Конь в Поднебесной!

Традиция приписывает авторство этого трактата Ле Юй коу, который будто бы жил в IV в. до н. э.

Дай Бог нам всем, как Цзюфан Гао, уменья "смотреть на то, на что следует смотреть, пренебрегая тем, на что смотреть не стоит." По большому счету это означает - видеть во временном Вечное, жить и очаровываться им.

ВЕЩИ ВНЕ НАС
Из древнекитайского трактата Ле Цзы

Верша нужна - чтоб поймать рыбу: когда рыба поймана, про вершу забывают.
Ловушка нужна - чтоб поймать зайца: когда заяц пойман, про ловушку забывают.
Слова нужны - чтоб поймать мысль: когда мысль поймана, про слова забывают.
Как бы мне найти человека, забывшего про слова, - и поговорить с ним!


Буддистские притчи

(парафразы древних притч)

Буддистские притчи

ГРЯЗНАЯ ДОРОГА
Из книги "Собрание камней и песка", написанной в XIII веке японским учителем дзэн Мудзю (что означает Не-житель).

Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя мимо пеpекpестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе, которая не могла перейти через рытвину.
- Идем, девушка, - сказал Тандзан сразу же.
Он взял ее на pуки и перетащил через грязь.
Экидо ничего не сказал и молчал до тех поp, пока они не подошли к храму. Больше он не смог сдерживаться и сказал:
- Hам, монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?
На что Тандзан ответил:
- Я оставил девушку там, а ты всё ещё тащишь ее?

Сострадание, готовность помочь - превыше правил и уставов.
Живите настоящим, а не негативом прошлого.

ЭТО Я ДРОЖУ В ТЕБЕ
Был человек, всем сердцем преданный Будде. Была у него прекрасная старинная деревянная статуя Будды, настоящий шедевр. Он относился к ней, как к величайшему сокровищу.
Однажды, холодной зимней ночью, он остался один в соломенной хижине. Был жуткий мороз, он в отчаянии трясся от холода. Похоже было, что приходит его смертный час. Не было ни щепки, чтобы развести огонь.
В полночь, когда его веки уже готовы были сомкнуться в последнем смертном сне, перед ним явился Будда и спросил:
- Почему ты не сожжешь меня?
Деревянная статуя все так же стояла у стены. Человек очень испугался. Это, должно быть, дьявол.
- Что ты сказал? Сжечь статую Будды? Никогда! Ни за что!
Будда рассмеялся и сказал:
- Если ты видишь меня в статуе, ты теряешь меня. Я в тебе, а не в статуе. Я не в предмете моления, объекте; я в молящемся. И это я дрожу в тебе! Сожги статую!

Бог прячется не в храмах, не в иконах и обрядах (это все средства), а в сердце каждого из нас.

ДЗЕН В ЧАЙНОЙ ЧАШКЕ
Профессор университета обратился к японскому Дзен-мастеру Нан-ину, желая узнать о Дзене. Нан-ин предложил ему чаю.
Нан-ин стал наливать чай в чашку, и когда чашка была полна, он продолжал лить.
Профессор сказал:
- Мастер, чашка переполнена. Пожалуйста, не лей больше.
Нан-ин ответил:
- Ты как эта чашка, полон своих собственных взглядов и своих шаблонов. Если ты сначала не опустошишь свою чашку, как я покажу тебе Дзен?
Дзен говорит: "Тот, кто полон своих собственных мнений будет глух к словам мудрости других".

В спорах между людьми часто происходит так, что каждый стремится не к пониманию другого, а к отстаиванию своей точки зрения. В результате, по большому счету, никто никого не слышит.

НЕДАЛЕКО ОТ БУДДЫ
Студент университета пришел к Гасану (мастеру Дзен) и спросил его:
- Вы когда-нибудь читали христианскую Библию?
- Нет, - ответил Гасан, - если хочешь, почитай ее мне.
Студент открыл Библию и прочитал от Матфея:
«Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них…
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам позаботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы».
Гасан сказал:
- Тот, кто произнес эти слова - просвещенный человек.
Студент продолжил чтение:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят»
Великолепно! – воскликнул Гасан: - Кто бы ни сказал это, Он - не далеко от Будды.

Буддизм, Христианство, другие мировые религии - различные пути к единой цели, сокрытой в сердце каждого из нас. Как ее называть дело третьестепенное

МЕШОК С ПЕРЬЯМИ
Один юноша из зависти оклеветал своего друга.
Некоторое время спустя, увидев в какую пучину несчастий тот был ввергнут, юноша раскаялся в содеянном и обратился за советом к мудрецу:
- Я навлек беду на своего друга. Как мне вернуть былое?
- Возьми мешок с легкими маленькими перышками и развяжи его где-нибудь посредине дороги, - посоветовал мудрец.
Студент, обрадованный столь легким решением, напихал в мешок перьев, и метрах в десяти от калитки собственного дома пустил их все на ветер.
Вечером того же дня он вновь явился к мудрецу.
- Я сделал все так, как Вы сказали.
- Хорошо, - ответил мудрец. – Теперь вернись назад, отыщи свои перышки и уложи в мешок.
Юноша поник головой:
- Это невозможно. Ветер разнес их в разные стороны.
- Так же и зло, вышедшее из одних уст, оно разноситься по миру десятками и сотнями других. Только прощение может вновь заполнить мешок перьями.

ЗАБИРАЙТЕ ВСЕ СВОЕ С СОБОЙ
Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители выскочили из домов и начали оскорблять Будду и его учеников. Ученики тоже начали распаляться.
Будда обернулся к ученикам:
— Не разочаровывайте меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Разве вы не свободны? Почему вы позволяете этим людям манипулировать вами? Вы теряете свободу, начинаете зависеть от них.
Жители деревни не ожидали такой реакции и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
— Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Жители деревни пришли в замешательство:
— Мы же оскорбляли тебя, почему ты не гневаешься на нас?
— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я тоже свободный человек. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. Я хозяин своих проявлений. Никто извне не может влиять на меня и манипулировать мною. Теперь позвольте задать вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей принесли мне фрукты и сладости. Я сказал им: "Спасибо вам огромное, но мы уже позавтракали. Заберите все с моим благословением себе. Мы не можем унести ваши дары - мы не носим с собой пищу". Теперь я спрашиваю вас: "Что они сделали с тем, что принесли для меня?"
Кто-то из толпы предположил вслух:
— Наверное, с радостью забрали все домой и раздали детям, родственникам…
Будда улыбнулся:
- А что будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я их тоже не принимаю. Так что, уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.

ВТОРАЯ СТРЕЛА
Мастер дзен обучал ученика стрельбе из лука. Ученик взял лук, две стрелы и приготовился к выполнению упражнения. Однако Мастер подошел, забрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону.
- Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? - спросил ученик.
- Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели.
- Но почему? - удивленно спросил ученик.
- Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть еще одна попытка, - ответил Мастер.