Шри Шри Рави ШанкарШри Шри Рави Шанкар - ученик Махариши, международный духовный лидер, миротворец ❯ ❯
Махатма ГандиМохандас Карамчанд Ганди - духовный лидер, освободивший Индию от насилия ненасилием ❯ ❯
Рабиндранат ТагорРабиндранат Тагор - крупнейший индийский писатель, композитор, художник ❯ ❯
МахаришиМахариши Махеш Йоги - ученик Гуру Дева, основатель трансцендентальной медитации ❯ ❯
КришнамуртиДжидду Кришнамурти - мистик и философ, ниспровергатель авторитетов ❯ ❯
АуробиндоШри Ауробиндо Акройд Гхош - поэт и философ, основатель Интегральной йоги ❯ ❯
Гуру ДевГуру Дев Шри Свами Брахмананда Сарасвати - духовный лидер, Шанкарачарья Джотир Матха ❯ ❯
АммаАмма - Шри Мата Амританандамайи Деви - воплощение бескорыстной любви и сострадания ❯ ❯
ОшоОшо, Бхагаван Шри Раджниш - сегодня один из наиболее цитируемых гуру Индии ❯ ❯

ОШО - ТОТ, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ РОЖДАЛСЯ

ОшоОшо, Бхагаван Шри Раджниш (11.12.1931 - 19.01.1990) - один из наиболее цитируемых сегодня духовных учителей, мистик, профессор философии, ниспровергатель авторитетов, моральных норм, религиозных догм и традиций1, сам, по иронии судьбы, создавший свои традиции, свою религию и ставший непререкаемым авторитетом для сотен тысяч последователей.
Ошо акцентировал внимание на внутренней свободе и ответственности человека перед самим собой, требуя не поверхностных изменений в поведении, но глубокой внутренней трансформации. "Тяга к насилию, сексу, стяжательству, лицемерию - свойство сознания, "а потому все должно быть принято и превзойдено, а не подавлено. Он призывал делать то, что исходит из чувств, течёт из сердца: "Никогда не следуйте разуму... не руководствуйтесь принципами, этикетом, нормами поведения ". Ошо утверждал, что психологическое подавление (репрессия или вытеснение) заставляет подавляемые чувства вновь проявляться в другом облике. Люди должны доверять себе и принимать себя безоговорочно. Понять это можно лишь через медитацию. Им создано 112 различных медитаций. Его активные методы медитации, в частности, динамическая медитация и медитация кундалини, стали известны за пределами центров Ошо и используются в различных группах, занимающихся духовными и психологическими практиками совершенствования.
Ошо побуждал последователей выплескивать свои желания наружу в любой форме. После того, как произойдёт "внутреннее цветение", любые влечения (даже такое мощное как сексуальное), останутся позади. Во "внутреннем безмолвии" нет "ни алчности, ни гнева, ни насилия", но есть любовь.
Ошо поощрял сексуальную раскрепощённость, считая тантрический секс движущей силой, ведущей к просветлению. "Бог, небо или человек - все это сознание, находящееся внутри нас. Дуальность - зло. Высшее проявление дуальности - половые различия, дуальность мужчины и женщины. Во время полового акта вы поднимаетесь над этой дуальностью, и два человека становятся одной плотью. . . . Мы должны принимать секс как дверь к божественности".
Ошо стремился создать "нового человека", сочетающего в себе духовность Гаутамы Будды с интересом к жизни Зорбы. Под Зорбой он имел в виду человека, который "не боится ада, не стремится в рай, живет полноценно, наслаждаясь мелочами жизни… едой, питьем, женщинами. После трудового дня берет в руки музыкальный инструмент и часами танцует на пляже". Зорба-Будда, согласно Ошо, "должен быть так же точен, объективен, как учёный … так же чувственен и сердечен, как поэт … так же укоренён в своём существе, как мистик ".
Сегодня, как и во времена жизни Мастера, центр Ошо в Пуне притягивает к себе не только искателей духовной пищи, но и искателей нового сексуального опыта. Впрочем, иногда те, кто приезжают в Пуну за развлечениями, в итоге уезжают более просветленными, а искатели духовной пищи, растратив весь свой пыл на "тантрический секс", разочаровываются и в себе, и в Мастере. Потому, что "Тантру можно практиковать лишь под очень строгим руководством, в противном случае она становиться ходьбой по острию ножа. Те, кто падают, не имеют шансов спастись" (Шри Шри Рави Шанкар). Ошо прошел по лезвию ножа. Впрочем, некоторые из его последователей утверждают, что он соблюдал целибат - ведь для того, кто достиг цели2, нет необходимости возвращаться к началу пути. И, кроме того, само понятие "секс" для Ошо неизмеримо шире отношений на уровне низших чакр. Медитация, по-Ошо, это тоже опыт секса, но без секса.
Поэтому не так уж и важно спал с кем-то Мастер или нет. Так или иначе, он создал свою собственную уникальную школу, обогатившую мир новыми практиками. Его лекции и беседы собраны и изданы последователями (более 600 книг).
Его учение стало частью массовой культуры в Индии и Непале. Его ашрам в Пуне по прежнему влечет к себе паломников со всех уголков земного шара, и, как говорят неоднократно бывавшие в нем россияне, все эти годы в ашраме незримо присутствует дух Мастера3.
Ошо умер в возрасте 58 лет. Часть пепла, оставшегося от тела, находится в ашраме в Пуне. Над пеплом помещена табличка со словами, которые за несколько месяцев до своей смерти надиктовал сам Мастер: "ОШО. Никогда не рождался, никогда не умирал, только гостил на планете Земля с 11 декабря 1931 по 19 января 1990 года".

Примечания:

1. Не со всем, написанным в книгах Ошо, можно безоговорочно согласиться. Его книги - это распечатки с аудио или видеозаписей лекций и бесед. В устной речи, когда человек цитирует какую-нибудь книгу, он делает это по памяти, а память вещь не надежная. Поэтому в книгах Ошо много искаженных цитат. Он вкладывает в уста основателей мировых религий слова, которых те не говорили, а затем критически разбирает придуманные им самим цитаты. Например, в Нагорной проповеди Иисус говорит: " Любите врагов ваших", Ошо утверждает, что Иисус сказал: "Любите врагов ваших, как любите вы себя" (Библия Раджниша, том 1, беседа 4) и далее пространно рассуждает на тему о том, что никто себя не любит, что проще врагов любить и тому подобное. Более того, иногда он специально искажает первоисточник, чтобы подкрепить свои идеи чужим авторитетом. "Если где-нибудь вся эта толпа из Иисуса, Махавиры, Будды, Лао-цзы, Чжуан-цзы встретит меня, они все сойдут от меня с ума, поскольку я заставил их говорить то, что им никогда и не снилось. Они не могли говорить этого. Иногда даже я вкладывал в их слова смысл, идущий против их основ". (Библия Раджниша, том 1, беседа 1)
Его критика основных религиозных учений односторонняя и поверхностная. Зачастую, он рассматривает мифы через призму логического мышления, не выходя за пределы слов. Это подобно тому, как требовать от сказки правдивости сюжета, приземлять ее, не замечая рождающих ею у читателей высоких чувств и переживаний. В каждом творении присутствует энергия творца. Священные писания легли в основу религий и культур разных стран и народов не только потому, что люди находили в них ответы на жизненно важные для себя вопросы, а в большей степени потому, что люди прониклись их энергией, тем, что находится за пределами слов. Ошо в своей критике священных книг это игнорирует. Справедливо называя религиозный фанатизм источником войн и конфликтов, он объявляет все религии прошлого антижизненными. Выплескивает из купели вместе с водой и ребенка.
Столь же сугубо по-марксистки Ошо подходит к семейным отношениям. Он настаивает на необходимости абсолютного контроля над рождаемостью, который ". . . заключается в том, что никому не разрешается рожать детей; всякий, заинтересованный в ребенке, может пойти, сдать свое семя в научную лабораторию, и лаборатория должна решить, какая из женщин будет матерью его ребенка.
Необязательно это будет ваша жена, здесь нет связи. Вы любите свою жену, ваша жена любит вас, но это не означает, что нужно отягощать землю искалеченным, глупым ребенком. У вас нет такой власти. Существование не дает вам на то своего разрешения"
. (Библия Раджниша, том 1, беседа 11).
Материнские инстинкты, материнская любовь, отношения отцов и детей - все, по-Ошо, должно уйти в прошлое. Жуткая картина.

2. Ещё в студенческие годы в Джабалпуре, 21 марта 1953 года, медитируя во время полнолуния в парке Бханвартал, Ошо испытал экстраординарный опыт, который позже описал как своё духовное просветление: " В ту ночь я умер и я возродился. Но человек, который возродился, не имеет ничего общего с тем, который умер. Это не непрерывная вещь… Человек, который умер, умер тотально; ничего от него не осталось… нет даже тени. Эго умерло тотально, полностью… В тот день, 21 марта, личность, которая жила много-много жизней, тысячелетия, просто умерла. Другое существо, абсолютно новое, совсем не связанное со старым, начало существовать… я стал свободным от прошлого, я был вырван из своей истории, я потерял автобиографию".

3. "Это место нельзя назвать ни ашрамом, ни храмом ни чем либо другим, потому что там нет какой либо догмы. Там не встретишь ничего, чтобы говорило тебе: "Верь в меня. Я есть". Это место где главный бог твоей вселенной - ты сам. И это ощущение свободы парит в воздухе, над мраморными дорожками, между тенистых ветвей, в прохладе бассейна, в зеркальных прудах. Везде. . . . Там я пребывала в совершенно другой форме бытия, когда никуда не нужно спешить. Я есть. Я здесь. Мне было просто хорошо". (Мустаева Матлюба из Узбекистана)
"Место это уникально тем, что сюда съезжаются люди со всего света, пытающиеся найти свой собственный путь в жизни. Каждый индивидуальность и общаться всегда есть о чем. .... Мне кажется, что будь сегодня великий мистик Ошо живым, очень многое бы ему тут не понравилось. Тем не менее, я постоянно перечитываю его книги и снова хочу сюда вернуться, потому что здесь есть главное - покой и красота".(психолог Наталья Берязева)

Динамическая медитация. Ашрам Ошо в Пуне
Динамическая медитация. Ашрам Ошо в Пуне