Беседа Шри Шри Рави Шанкара с родителями

in English

Мне очень сложно говорить о воспитании детей. У меня нет опыта. Но я могу дать вам некоторые идеи, исходя из наблюдения. А вам нужно применить их на практике и посмотреть что получится. Если вы привыкли к порядку, дети сделают вас хаотичным. Дети лучше, чем кто-либо другой, ломают ваши барьеры. Я помню, один мой дядя был очень строг и усердно приучал к дисциплине меня и мою сестру. Когда у него появился сын, теперь уже сын начал дисциплинировать его и сломал все его барьеры. Поэтому ваши дети могут вас научить тому, чему никто другой не сможет.
Первое, что для нас важно, это наблюдать за детьми, за их склонностями, за тем направлением, в котором они развиваются. Это путешествие в обе стороны. Чему вы хотите у них научиться? И чему вы хотите их научить? Не пытайтесь навязать им ваше видение. Вам необходимо поделиться с ними вашим видением, вашим пониманием и убедить их, если их восприятие является неправильным.
Каждый ребенок появился на этой планете с определенными наклонностями, с определенными задатками, которые нельзя изменить. Также ребенок приобретает определенные качества, навыки, и этот процесс можно контролировать. Вы все здесь? Это очень большая задача.
Если вы очень дисциплинированный человек, ребенок может создать хаос в вашей жизни, дети могут показать вам ваше место в жизни, заставить вас разрушить ваши барьеры. Нам нужно быть очень чувствительными. Вот что нам необходимо держать в уме - если вы говорите вашим детям не врать, а затем просите их ответить по телефону что вас нет дома, это просто не будет работать. Ссора в присутствии ваших детей только усугубит обстановку. Если вы хотите что-то выяснить с вашей женой/мужем, то лучше дайте вашим детям какое-нибудь задание, а затем ругайтесь, сколько вздумается. Но к тому времени, как дети вернуться, лучше помиритесь.
Мы поощряем в наших детях тенденцию не отдавать ничего, держаться за вещи. Когда это пересекает определенную грань, мы чувствуем, что эта их склонность нас угнетает. Мы часто говорим им оставлять те или иные вещи при себе. Затем у них развивается эта наклонность держаться за что-то. Даже незначительные действия могут отражать качества чьей-либо личности, и они могут стать помехой на пути развития личности.
В то же самое время, мы можем поощрять желание детей делиться и отдавать, и это может способствовать развитию личности. Так что мы можем много чего сделать для коррекции приобретенных качеств и талантов или личности ребенка. Но вы не можете ничего поделать с теми задатками, с которыми ребенок родился. Они все равно проявятся. Мудрость заключается в том, чтобы отличить первое от второго (приобретенное от врожденного), и половина работы выполнена, если вы можете сделать это. Вторую половину работы вам необходимо оставить Богу, у вас нет контроля над этим.
Итак, весь этот процесс учит большому терпению и настойчивости, при этом направляя детей в том направлении, в котором им следует двигаться. Дать им мечту и убедить их идти за мечтой - это самая сложная задача для родителей. Поэтому, приобщайте их к разнообразной деятельности. Это следует сделать, пока они не достигли 10-11 лет. Вам необходимо приобщить ребенка к науке, искусству и всем другим занятиям, включая и выполнение служения. Как-нибудь в воскресенье дайте детям конфет и попросите раздать их бедным людям. Один или два раза в год возьмите их с собой в неблагополучные районы и попросите заняться служением. Это разовьет их личность самым неожиданным образом.
 
Вы должны познакомить их как с наукой, так и с музыкой. Необходимо развивать как левое, так и правое полушарие. Знаете, концепция Сарасвати, Богини обучения - она так удивительна. Если вы посмотрите на символ Сарасвати, у нее в руках музыкальный инструмент, книга, и четки. Книга символизирует развитие левого полушария мозга, музыкальный инструмент символизирует развитие правого полушария, а четки - медитативный аспект. Таким образом, знание, музыка и медитация - все эти три аспекта необходимы для того, чтобы образование было полным. Тогда вы можете называть человека цивилизованным и образованным.
Итак, позаботьтесь о том, чтобы ваши дети изучали музыку и йогу. А также позаботьтесь и о том, чтобы у них развилось научное любопытство, чтобы они задавали вопросы. Поощряйте их задавать вопросы. Ребенок начинает задавать вопросы в три года. Затем они продолжают постоянно задавать вопросы. Часто они задают вам такие вопросы, на которые вы не знаете ответа. У скольких из вас был такой опыт? Они заставляют вас удивляться. Они заставляют вас задумываться об этой реальности, ведь она потрясающа. Итак, детей просто необходимо приобщать как к музыке, так и к науке.
Затем, научитесь понимать личность вашего ребенка. Посмотрите, как ваши дети взаимодействуют с людьми разных возрастных групп. Как они ведут себя с теми, кто младше? Как они себя ведут с теми, кто старше их? Как они взаимодействуют со сверстниками? Это очень важный момент. Таким образом, вы сможете понять, есть ли у них комплекс неполноценности или звездная болезнь, являются ли они интровертами или экстравертами. И здесь вы можете сыграть очень важную роль. Играйте с ними в развивающие игры и поощряйте их взаимодействовать с людьми всех возрастов. Таким образом, мы можем сформировать такие их качества, которые позволят им стать очень центрированными, талантливыми, гибкими людьми и личностями, свободными от комплексов.
Дети, у которых развивается комплекс неполноценности, будут охотнее общаться с младшими и стараться избегать старших и даже сверстников. Те дети, у кого комплекс превосходства, будут избегать маленьких, и стараться общаться только со старшими. И в том и в другом случае их умение общаться не на высоте. Вы, как родитель, можете научить их навыкам общения. Это очень важно для них - научиться правильно общаться.
Я хочу, чтобы вы выполнили одно упражнение. Скажите человеку, сидящему рядом с вами: «Я тебе не верю». Если это ваш супруг/cупруга, то для вас это хорошая возможность (Шутливо!). (Спустя какое-то время, когда присутствующие не смогли сделать это, даже после того, как их попросили об этом два-три раза). Вы не можете сделать это серьезно. Видите, как трудно сказать кому-то, что вы ему не верите. Трудно сказать кому-то, что вы ему верите. Но намного труднее сказать кому-то, что вы ему не верите. Вы поняли это? Заметили ли вы, что вы сделали нечто, что никогда прежде не делали? Вы сказали кому-то, что вы ему не верите, и начали улыбаться. Случалось ли это с вами когда-либо прежде? Дети по своей природе склонны доверять. Но каким-то образом это доверие в них разрушается. Нам нужно обратить на это внимание. Доверяют ли они самим себе? Достаточно ли они уверенны в себе?
 
У здорового ребенка три вида веры – вера в Божественное, вера в доброту людей и вера в самого себя. Здоровый ребенок не будет думать, что все воры или что все плохие. Он не впадает в такого рода паранойю. Здоровый ребенок знает, что люди хорошие. Здоровый ребенок имеет веру в самого себя и веру в невидимую силу Бога, Божественности, некоей высшей силы. Эти три веры могут сделать ребенка гениальным. Это те самые составляющие, дающие ребенку возможность стать очень талантливым и даже гениальным. Воспитывая детей, нам нужно поддерживать в них эти тенденции, эти три веры.
Если вы все время говорите своему ребенку, что все люди обманывают, то ребенок потеряет свою веру в окружающих людей и общество в целом. Его личностные свойства, таланты и навыки общения станут хуже. Очень сильно пострадают его взаимоотношения с людьми. Такие дети будут неудачливыми в бизнесе, неуспешными в профессии или искусстве. У них могут быть таланты, но таков будет результат, если лишить детей веры в людей, в их доброту и веру в то, что все к лучшему. Сегодня много молодых людей хотят быть предпринимателями, но они не достигают успеха. Знаете почему? Вот причина: они не верят в порядочность людей или не верят в самих себя. Будучи родителями, мы должны взрастить эти вещи в своем ребенке.
Поощряете ли вы их, если они приходят к вам с жалобами? Что вы делаете? Поощряете ли вы негатив, или вы преобразовываете его во что-то положительное? Вы должны играть роль человека, приводящего к равновесию. Иногда ваш ребенок приходит к вам и говорит, что такой-то такой-то хороший, а вы знаете, что этот друг вашего сына/вашей дочери не такой уж хороший. Здесь вы должны указать им на их ошибки и иногда привести к разумной золотой середине в поведении. Если ребенок попадает под влияние кого-то, о ком вы знаете, что их привычки не назовешь хорошими, тогда вы вынуждены говорить неприятные вещи. Но если ребенок говорит о ком-то плохо, вы должны помочь им изменить их взгляд на ситуацию в позитивную сторону. Итак, вы должны предпринимать уравновешивающее действие, когда вашего ребенка качает слишком сильно в ту или иную сторону. Вы со мной согласны? Мы создаем вокруг себя определенную атмосферу. Если мы создадим атмосферу доверия, и дети вырастут в этой атмосфере, то они будут выдающимися во всех отношениях. Но если мы создадим атмосферу негативности, недоверия или подавленности, то они будут отражать это и возвращать все эти вещи обратно к нам.
Поскольку вы пришли сюда сегодня, я хочу дать вам упражнение, которое я хотел бы, чтобы вы выполняли каждый день. Когда вы придете назад домой и встретите своих детей, первое, что вы делаете – это хлопаете с ними в ладоши, или играете, или смеетесь. В первые день-два это может выглядеть немного искусственно. Но потом, и для вас самих, и для ваших детей это станет прорывом. Как можно чаще садитесь и обедайте вместе всей семьей, по крайней мере, 3-4 раза в неделю. И во время еды не говорите им, что они плохие. Когда накладываете им пищу, не портите им настроение. Еще будет время, чтобы сказать им, что они ведут себя неправильно, но никогда не делайте этого за обеденным столом.
Закройте глаза на 30 секунд. Просто представьте себе, что все говорят вам, что не доверяют вам. Подумайте о том, что никто вам не доверяет. Как вы себя будете чувствовать? (Спустя 30 секунд) Откройте глаза. Плохо, печально, подавлено! Знаете, это та атмосфера, которую вы создаете: «Я тебе не верю, я тебе не доверяю». Я понимаю, требуются усилия, чтобы создать здоровую окружающую обстановку, потому что ваша жизнь – это не только ваши дети. У вас так много других занятий; круг людей, с которыми вы взаимодействуете, очень широк. Когда у вас нет контроля над своим собственным настроением, трудно создать настроение или создать нужную атмосферу просто ради детей. Но нам нужно приложить усилие.
Итак, давайте быстро снова все повторим. Обедайте с детьми, по крайней мере, 3-4 раза в неделю. И когда едите, не указывайте им на их ошибки и не обвиняйте их. Позаботьтесь о том, чтобы их настроение было приподнятым. Убедитесь в том, что их личность развивается таким образом, чтобы они не чувствовали разрыва между поколениями, чтобы они общались со старшими и младшими. Наделите их ответственностью в отношении младших и иногда поручайте им обязанность делать что-то для старших – с помощью этого вы сможете построить мост через пропасть между поколениями.
Позаботьтесь о том, чтобы они занимались понемногу и наукой и искусством. Если вы находите, что ваш ребенок слишком сильно ориентирован на музыку и искусство, и не обращает внимание на научные дисциплины, тогда приложите небольшие усилия, чтобы привести его в научный музей или заставить его позаниматься математикой. Подогрейте немного их интерес к науке. А если они слишком сильно увлечены наукой и математикой, то обеспечьте им также и некий музыкальный уклон в образовании. Но мальчиков вы должны будете поощрять немного больше. Девочки обладают естественной склонностью к искусству.
Вовлеките их в проект, в который они вносили бы свой вклад, больше отдавая, чем приобретая и сохраняя для себя. Нам нужно что-то сделать, чтобы привить детям эту склонность. Просто в мелочах, это не должно быть чем-то значительным.
Позаботьтесь, чтобы у них было три типа веры. Вера в доброту людей. Рассказывайте детям истории о добре, или о том, что хорошего происходит в мире, а не только что-то негативное. Поощряйте их веру в себя. Иногда они говорят: «Я не могу этого сделать». Подбодрите их и скажите, что они могут это сделать. И затем вера в справедливость в обществе. Если они вырастут с чувством недоверия или страха, они рискуют стать параноиками. Их личностные качества начнут ухудшаться, они никогда не смогут полностью расцвести, они никогда не будут хорошо общаться в обществе. Вера в общество и вера в Божественное. Небольшое количество ритуалов необходимо, чтобы создать для детей необходимую атмосферу. Посадите их и пропойте несколько мантр, попросите их зажечь свечу, лампу. Для детей полезно придерживаться некоторых ритуалов. Заставьте их разбить кокос (жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём или о каменную стену) символизирует разбитие нашего эго и других качеств, которые хочется в себе разбить вдребезги) или пойти в храм. Важно утвердить выполнение некоторых санскар (sanskara, священнодействие - главнейшие религиозные церемонии, обязательные для каждого индуса хорошей касты) в отношении того, что является сверхъествественным. Разве вы не думаете, что это необходимо? Вера в непознанное может помочь им далеко пойти. Не слишком много, просто хотя бы чуть-чуть. Заставьте их прочитать несколько шлок (строфы из писаний). Подобные вещи разовьют их личность.
Когда дети настроены очень положительно в отношении своих друзей, предостерегите их немного, но не слишком сильно. Если они настроены очень негативно в отношении каких-то друзей, то покажите им, что и от этих друзей тоже идет что-то положительное. Таким образом, вы подталкиваете их обратно к центру, не давая склониться ни в одну из сторон. Учитесь у них. Не занимайте всегда позицию учителя. Но проявляйте участие в их жизни и учитесь у них.
 
Вопрос: Как справиться с ожиданиями ребенка, когда он начинает сравнивать себя с другими и требовать того, что имеют другие? Они говорят, что такой-то и такой-то так хорошо обеспечены, и что они тоже так хотят.
Шри Шри Рави Шанкар: Вы должны сказать своим детям, что вы можете им дать только столько-то, и что они не должны сравнивать себя с другими. Но важно, чтобы вы не давали им никаких неоправданных надежд. В то же самое время, мы можем дать им мечту. Если ты сдашь этот экзамен или сделаешь что-то, то может быть, ты это получишь. В этом кроется важность развития в них подобной чувствительности и принадлежности. Именно поэтому я и говорю, что если вы вместо того, чтобы их учить, принимаете во всем участие, то они даже не будут вас просить о том, о чем был ваш вопрос. Они должны участвовать в вашей жизни. Тогда вместо того, чтобы выдвигать вам свои требования, они будут чувствительны по отношению к вам. До того, как вы станете хорошим отцом или матерью, вы должны стать хорошим дядей или тетей. Вы понимаете, о чем я говорю? Вам следует больше общаться с друзьями своих детей. Они будут слушать вас. Предположим, что у друзей вашего сына/дочери есть какие-то пагубные привычки, тогда вы сможете повлиять на них, чтобы они изменились. Они будут слушать вас больше, чем своих собственных родителей. Подобным же образом, другие родители могут лучше заботиться о чужих детях, чем о своих собственных.
 
Вопрос: Сейчас в обществе существует такая большая конкуренция, что детям не хватает времени на расслабление. Существует страх, что они не впишутся в это общество. Как нам справиться с этой ситуацией? Какую мантру использовать для достижения совершенства?
Шри Шри Рави Шанкар: Я думаю, что вам не следует давить на них слишком сильно. Вы должны научить их расслабляться. Именно поэтому я и сказал, что помогут музыка, медитация, игры.
 
Вопрос: Когда дети вырастают, они не заботятся о своих родителях. Существует так много домов престарелых. Как родители, в чем мы допустили ошибку, и каков Ваш совет родителям, чтобы эту ситуацию можно было бы взять под контроль?
Шри Шри Рави Шанкар: Именно поэтому я и говорю, что три вида веры очень важны – вера в самого себя, вера в порядочность других, и в Божественное. Немного религии, моральных и духовных ценностей, и то, как вы сами относитесь к своим родителям. А также просите их по-доброму обходиться со своими дедушками и бабушками – это может сильно повлиять на них. Просите детей заботиться о бабушках и дедушках, и они начнут это делать.
 
Вопрос: Как духовные практики могут улучшить успехи в учебе?
Шри Шри Рави Шанкар: Совершенно точно, могут. Знаете, недавно в Англии были проведены исследования, показавшие, что дети, изучающие Санскрит, достигают более ярких успехов в математике, и способность их мозга к изучению различных языков становится настолько лучше, что эти дети могут легко выучить любой язык, начиная с китайского и заканчивая английским и русским. Исследования продолжались 15 лет, и были установлены подобные результаты. Три школы в Англии сделали изучение Санскрита обязательным учебным предметом. Они также провели исследования, почему Индия достигла такого превосходства в информационных технологиях. Мозг индусов более соответствует работе с компьютерами. И это происходит из-за того, что их язык произошел от Санскрита. Поэтому хорошо, чтобы ваши дети изучали Санскрит.
Помимо этого были проведены различные исследования, которые показывают, что выполнение пранаям увеличивает проявление способностей детей. Они чувствуют себя более спокойными, внимательными и более бдительными. Они в состоянии лучше понимать и усваивать. Был доказан целый список подобных благотворных воздействий. Вы можете зайти на сайт YES+, чтобы узнать о преимуществах, которые дети получают в плане учебы.
 
Вопрос: Сегодня детей больше привлекает западная культура. Мой сын раздражается, если джинсы стираются после того, как он носил их только один раз. Мы должны платить дополнительные деньги за то, чтобы джинсы были порваны – потому что ему нравится такой стиль. Как мы можем изменить это отношение?
Шри Шри Рави Шанкар: Знаете, вся эта мода меняется. Поэтому не волнуйтесь. Ни одна мода не оставалась навсегда. Донесите это до своих детей и их друзей. Побудите их попробовать какие-нибудь другие стили. Именно поэтому я говорю каждому родителю, что вы должны быть хорошим дядей и тетей. Вы не можете заботиться только о своих детях. Вы должны заботиться также и об их друзьях. За один год вы должны устроить для своих детей по крайней мере шесть вечеринок в своем доме, на которых вам следует общаться с друзьями своих детей. Позовите их всех к себе домой, устройте вечеринку в пижамах (вечеринка типа невинного девичника с ночевкой, без алкоголя, наркотиков и пр.), посидите с ними, поговорите с ними, поделитесь историями, послушайте их. Если вы потратите на это один субботний вечер за два месяца, то вы сможете многое изменить.
 
Вопрос: Пожалуйста, дайте руководство по воспитанию детей с особенностями. Что можно для них сделать с помощью «Искусства Жизни»?
Шри Шри Рави Шанкар: Просто служите им. Не жалейте их. Знаете, люди с определенными отклонениями – их душа находится в другом состоянии. Они не находятся в состоянии, предполагающем проявления сочувствия. Они пришли на эту планету только для того, чтобы принять служение других. Выполняйте служение с таким отношением. Никогда не проявляйте жалости – «О, бедный ребенок». Дети с определенными отклонениями пришли только для того, чтобы принять служение с вашей стороны.
 
Вопрос: Как нам узнать, принимают ли дети наркотики, или они просто подвержены перепадам настроения?
Шри Шри Рави Шанкар: Это вы можете выяснить. Именно поэтому для вас нужно хорошо знать своих детей и круг их друзей. Вы узнaете, чем они занимаются, куда они ходят, будете следить за ними, особенно, за подростками. Это очень сложное время. С ними происходят определенные биологические изменения. Поэтому они просто не удовлетворены родительской любовью, с их телами происходит что-то новое. Они ищут любовь где-то на стороне – эмоциональную поддержку, физическое наслаждение. Их ум в таком замешательстве. Поэтому иметь дело с подростками – это серьезная задача. Именно поэтому у нас есть эти курсы YES и YES+, которые как раз предназначены для подростков. Я скажу вам, что эти курсы открывают детей таким образом, что я даже не могу это описать.
В одном курсе в Нью Дели участвовало 1000 представителей молодежи. Мы задали вопрос: «Кого вы ненавидите больше всего?» 80% ответили, что своих преподавателей, 75% сказали, что на втором месте стоят их родители. И это в стране, где мы говорим: «Maatra devo bhava, pitra devo bhava, aacharya devo bhava, atithi devi bhava». К матери, отцу, учителям и гостям относятся как к высшим идеалам и проявлениям Божественности. Ужасно видеть, что они начинают их ненавидеть. Мы любой ценой не хотим допустить, чтобы насилие и стресс пришли в нашу образовательную систему. Мы не хотим культуры применения оружия, как это происходит в Америке. Там в классах так много насилия. Отчет за текущий год показывает, что насилие на территории учебных заведений в Америке утроилось по сравнению с 90-ми годами. Итак, это очень опасно, и мы не хотим подобного в Индии. Именно поэтому нам нужно привнести моральные и духовные ценности, этические ценности сострадания, дружелюбия и любви.
 
Вопрос: Молодежь так агрессивна. Мы даем им все, что они просят, и, не смотря на это, они не удовлетворены. Они настолько гиперактивны. Как утихомирить таких гиперактивных детей, особенно если они причиняют вред другим?
Шри Шри Рави Шанкар: Просто приведите их на курсы YES и YES+ . Когда такие дети прошли в Дели курс, их родители удивлялись, что же мы сделали с их детьми. Они стали такими хорошими. Родители никогда не думали о подобных переменах, которые они увидели в своих детях после курса. Те же самые дети, которые раньше говорили, что ненавидят своих родителей, начали проявлять о них заботу, посылать им записки с выражением своей любви, и спрашивать, что они могут для них сделать. В этих детях произошла полная трансформация. В 43 университетах Америки есть клубы прошедших курс YES+. В Корнеллском университете (частный университет в г. Итаке, шт. Нью-Йорк) и некоторых других сейчас этот курс аккредитован как учебная единица. Итак, если вы проходите курс YES+, занимаетесь медитацией, духовными практиками, то вы получаете «кредиты» (зачетные единицы). Сейчас мир это признает, и Индии лучше уже начинать делать то же самое. Нам нужно будет обучить их медитации и способам управления своими негативными эмоциями.

Ценность образования

Только образование, которое может взрастить врожденную добродетель, может наделить человека настоящим разумом, рассудком. Каждый родитель заботиться о том, чтобы ребенок получил хорошее образование, имел определенные ценности в жизни и просто жил счастливо. Но создается впечатление, что почему-то аспект счастья упускается из внимания. Мы теряем цель счастья.
Как прекрасны улыбки на лицах детей! Эти улыбки выражают столько радости и дружелюбия! Но посмотрите на улыбку того же ребенка, после того, как он прошел годы школы и университета. Выражается ли в этой улыбке та же радость, невинность и красота , как прежде, когда ребенок был совсем маленьким? Есть ли способ сохранить эту невинность ребенка, пока годы проходят? Если мы сможем достигнуть этого, то мы сможем достигнуть нечто изумительное, потому что невинности привносит особенную красоту.
Возможна ли такая система образования, при которой мы будем уверены, что каждый ребенок научится дружелюбности? В наши дни,е если вы спросите ребенка сколько у него или у нее друзей, то они начнут считать их на пальцах – один. Два, три, четыре, пять… и не более того. Если ребенок не знает, как подружиться всего с 40-50 детьми в своем классе, то как же он сможет подружиться с 6 миллиардами людей на этой планете? Основная тенденция дружелюбия потерялась где-то в погоне за эгоистичным образованием.
Самое время вместе найти способы и средства возобновить такие ценности, как уважение, честь, чувство собственного достоинства, которые, кажется, уже канули в лета. В наше время мы нуждаемся в образовании, которое будет расширять кругозор и согревать сердца. Иначе нет смысла, если ваш ребенок будет иметь хорошее образование, и в то же время презрительно смотреть на всех с высока. Высокообразованный человек – тот, кто дружелюбен и сострадателен, и может быть «никем» со всеми.
Устаревшие принципы, теории, системы образования и методы передачи знания должны претерпеть изменения. Сегодня уже не нужно заучивать наизусть таблицы умножения. Если эти устаревшие методы образования изучаются в школах, то это пустая трата времени. В наш век компьютеризации можно все узнать об исторических событиях простым нажатием на клавишу. Но дети тратят час за часом, заучивая даты исторических мятежей.
Уже после школы, перед поступлением в университет, ребенок становится полностью «сработавшимся». Он несет с собой целый воз книг, как ишак, целый обоз книг по неуместным предметам. Эту систему необходимо пересмотреть и внести соответствующие изменения, чтобы использовать возможности ребенка к усваиванию и пониманию большего и большего материала. Печально, но мы ничего не делаем, чтобы увеличить возможности нашего сознания. А тем временем продолжаем бомбардировку ума аудио- и видео- информацией из СМИ, фильмов, видео игр и пр. Все это очень давит на ум. Все это превращает ребенка в шизофреника и возникновению синдрома отсутствия внимания, потому детский ум не сможет усвоить и воспроизвести эту полученную информацию.
Необходимо изменить методологию образования, чтобы устранить множество нежелательной информации. Креативные методы обучения помогут воспитать личность, индивидуальность ребенка. Творческий спорт и такие древние техники, как например, медитация, йога и пранаямы должны стать частью процесса обучения детей.
Хорошая система образования должна воспитывать чувство собственного достоинства и изобретательность (креативность). Мы должны вливать по капле уверенность в образование, расширять кругозор и углублять корни. Система образования должна уберечь детей от фанатизма. Правильная система образования должна сохранять ум свободным, ничем не обремененным и не озлобленным ни на прошлое, ни на будущее.
Каждый, кто жизненно заинтересован в образовании, должен поразмыслить о целостной, здоровой системе образования, которая сохранит добродетель и ценности, присутствующие в каждом от природы.
Образование должно затрагивать все аспекты жизни. Ключ к успеху в том, чтобы использовать древние знания, но идти при этом в ногу с современной жизнью.

К разделу "Слово Мастера"

К разделу "Мудрость Индии"