БЕСЕДЫ В КУПЕ

(Распечатки аудиозаписей бесед в купе поезда Москва-Владивосток)

Предостережение

Если вы православный или старовер, или пятидесятник, или шиит, или сунит, или адвентист, или евангелист, или католик, или греко-католик, или индус, или кришнаит, или буддист, или методист, или мармон, или алавит, или езид, или иудей, или хасид, или литвак, или мизрахим, или баптист, или кальвинист, или мандей, или манихей, или бахай, или азапит, или джайнист, или сикх, или синтоист, или даосист, или придерживаетесь любой другой веры и при этом твердо убеждены, что только ваша вера истинна, а всем иноверцам или неверующим гореть в аду, не читайте этих бесед – они вызовут у вас раздражение. А вам это надо?
Если вы атеист, а значит обладаете всей полнотой знаний об этом мире (утверждать, что Бога нет может лишь тот, кто обладает всей полнотой знаний о том, что есть) – эти беседы вас разочаруют, так как противоречат вашим убеждениям.
Если вы желаете развлечься и отдохнуть – беседы, тем более, не для вас.
Всем остальным, если таковые еще остались, – добро пожаловать!

Участники:

Арджуна – учитель курсов «Искусство жизни». По вероисповеданию – индус.
Отец Сергий – священник православной церкви.
Дмитрий – музыкант, в недавнем прошлом бомж. В Бога верует, но ни к какой конфессии себя не причисляет.

ТЕМЫ

1. Познание. Религия. Насилие
2. Добро и зло
3. Любовь
4. О вере и прочих вещах
5. О сектах и некоторые итоги

Познание. Религия. Насилие.

Арджуна. Познание мироустройства, взаимосвязей и истоков всего сущего – что может быть более притягательным для человека? Наука идет к этой цели путем внешних наблюдений, анализа, формул, вычислений. Но есть и другой величественный путь – религия. Это путь погружения искателя вглубь самого себя, с помощью медитаций, молитв, ритуалов, духовных практик, поиска ответов на вечные вопросы: Кто я? Зачем пришел на эту Землю?

О. Сергий. Не знаю, как насчет медитаций и практик, но с основным посылом согласен. Врагами наука и религия становятся, когда одна из сторон вторгается на территорию другой и начинает диктовать, что можно, а что нельзя делать, объявляет себя критерием истины во всех сферах.
Так в недавнем прошлом нашей страны религию объявили опиумом для народа. Власть разрушала храмы, закрывала монастыри, священнослужителей ссылала в лагеря, расстреливала...

Дмитрий. Не менее известны и перегибы с другой стороны.

О. Сергий. Печально, но так. Были и в истории христианства страницы залитые кровью – сжигание на кострах именитых ученых, книг, библиотек, охота на ведьм...

Дмитрий. Это, как я понимаю, вы говорите о католиках, а православная церковь была белая и пушистая?

О. Сергий. Православные тоже люди. «Ты поставлен от бога на казнь злым» – еще при Владимире говорили епископы князьям и их руками расправлялись с теми, кого считали отступниками от веры истинной. А таковыми тогда объявлялись не только язычники, но и те, кто сомневался в том, что небо является твердью. Новгородский архиерей Лука Жидята, тот самолично резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал языки еретикам.

Дмитрий. Это дела давно минувших дней, а потом все гладко пошло?

О. Сергий. Гладко в этом мире ничего не происходит. Потом был раскол, преследование старообрядцев. Здесь число жертв исчисляется сотнями тысяч. Так же не принесло нам чести и то, что на протяжении столетий, вплоть до Октябрьского переворота, православная церковь была частью государственного аппарата, разделяя остальные религии на законодательном уровне на две категории: терпимые и гонимые.

Дмитрий. А как в Индии обстояли дела с инакомыслием?

Арджуна. В Индуизме отсутствуют догматы, поэтому нет отступлений от них – ересей, а соответственно и гонений на инакомыслящих. Человек может сегодня идти в христианский храм, а завтра подносить цветы Лакшми. Религии Востока, в отличие от христианства и ислама, не несут в себе генов насилия. Индуизм, буддизм, синтоизм, конфуцианство, сикхизм – мирные религии.

Дмитрий. А тысячи лет дискриминации людей по кастовому принципу? И потом, Махатму Ганди убил не мусульманин, не христианин, а индус. Убил за то, что тот, призывая индусов к миру с мусульманами, якобы «предает священное дело индусов». И его убийца был не одинок – таких фанатиков в стране были миллионы. Из-за религиозных распрей две половинки некогда единого целого, Индия и Пакистан, до сих враждуют друг с другом. И после этого вы называете индуизм мирной религией?

Арджуна. Истоки конфликта между индусами и мусульманами не в основах религий, а в невежестве людей. Подожгли конфликт англичане. Это была их идея, разделить страну на исламский Пакистан и индуистскую Индию, противопоставить индусов и мусульман, натравить друг на друга, чтобы сохранить господство над теми и другими.
До колонизации страны англичанами у нас не было межрелигиозных конфликтов.
Сегодня в Индии снова мирно сосуществуют десятки религиозных течений.
Что касается кастового деления, оно было привито индуизму извне, светской властью, а не исходило из религии. Нечто подобное существовало во всех странах мира. В дореволюционной России это было деление на сословия. В Советском Союзе – на партийных и беспартийных.
Конституция Индии провозгласила равноправие всех каст. Из касты неприкасаемых вышли наш первый Министр юстиции, а в конце девяностых – Президент страны.

Дмитрий. Где или в чем, по-вашему, сокрыты корни насилия? Почему оно так живуче?

Арджуна. Много тысяч лет назад мудрецами было сказано «Васудева кутумбакам», что в переводе с санскрита означает «Весь мир – одна семья». Корни любого насилия начинаются с потери чувства принадлежности всех нас, живущих на этой планете, к единой мировой семье. Мы постоянно подменяем глобальные ценности частными, сиюминутными. Проще говоря – делим человечество, единую семью, на «наших» и «не наших».

О. Сергий. Я бы хотел кое-что уточнить. Вы, Арджуна, вскользь упомянули о генах насилия, которые якобы несет в себе христианство. Я не стал вас перебивать вопросами, дослушал до конца. Но, прежде чем двигаться дальше, уточните, пожалуйста, где или в чем вам померещились эти гены?

Арджуна. В догматике. У вас, в христианстве, полно догматов, непреложных истин. А это означает, что вы априори считаете неправыми, стоящими ниже себя всех тех, кто не признает ваши догмы. Если вы согласны, что весь мир одна семья, согласитесь и с тем, что главная «догма» семьи – чувство взаимной принадлежности или, если хотите по-христиански – любви. Все остальное второстепенно и не должно противоречить этой главной «догме».

О. Сергий. Догматы – границы нашей веры. Аналогичные границы есть у любого вероучения. Может, не столь четко обозначенные, но есть. Благодаря им мы можем говорить о буддизме, индуизме или исламе не смешивая одно с другим. Что конкретно вас смутило в нашей догматике?

Арджуна. Меня смущает их непреложность – «Только так, и не иначе!». Смущает их противоречие с «догматом» единства всего сущего. Единства, в котором многообразие является одной из высших ценностей. Смущает, что многие из ваших священнослужителей ставят догмы христианства выше этого главного общечеловеческого «догмата».
У вас полно догматов ведущих к раздорам даже внутри христианства. Так вы разделились на православных и католиков в спорах о том, исходит Дух святой от Отца и Сына или только от Отца. Если Бог един, если Сын, Отец и Святой Дух – разные ипостаси Единого, то споры о том, как Единое в самом себе проявляется, не должны вести к раздорам, разделению. Не так ли? Такое впечатление, что не Бог правит миром, а богословы правят Богом, ограничивая его своей догматикой.
Потом, у вас есть догмат о приснодевстве Девы Марии. Человек не может называть себя христианином, если он не верит, что Мария родила Иисуса будучи девственницей. Вера в биологическое чудо, аналоги которого содержаться во многих языческих мифах – непременное условие христианства. Разве это не абсурд? Неужели для истинно верующего так существенно – была или нет Мария девственницей? Разве естественность зачатия и рождения может мешать почитанию Матери и Ребенка?
Столь же безапелляционно ваша церковь отвергает факт переселения душ. Джордано Бруно был сожжен католиками на костре, в том числе и потому, что доказывал существование реинкарнации. Но я могу рассказать вам сотни засвидетельствованных очевидцами историй, подтверждающих факт бессмертия души, переселяющейся после смерти из одного тела в другое.

О. Сергий. Спасибо. Не надо ничего рассказывать. Я читал подобные истории. Идея переселения душ принималась многими уважаемыми мною людьми, в частности, Пифагором, Сократом, Платоном. В реинкарнацию верил наш Лев Толстой. Но господствующей среди ученых оставалась и остается точка зрения, что никакой реинкарнации не существует. Так что этот христианский догмат в ладу с наукой.
Возможно, некоторые из наших догматов сегодня кажутся устаревшими, спорными, излишними. Возможно, когда-нибудь и догмат о приснодевстве Богоматери переведут в разряд мифов. Но я не сторонник нововведений. Главное в любой религии не ее догматы, писания, обряды и таинства, а то, что открывается за всем этим, недоступное никаким логическим построениям, никаким теориям – Бог. Православие открыло мне Бога, а насколько признаются другими людьми научными средства, использованные для достижения этой цели, это так несущественно, что не стоит и обсуждать. Если вам, в индуизме, вера в переселение душ помогает познать Бога или, как вы говорите – просветлеть, – верьте на здоровье, но не навязывайте своей веры другим.

Дмитрий. По поводу девственности Марии. Девственность на протяжении тысячелетий ассоциируется с чистотой. Как еще более емко и образно могли евангелисты сказать о безукоризненной душевной чистоте Той, которая родила Христа? Впрочем, мы ушли от темы. Может, вернемся к «религиям и насилию»?

Арджуна. Да нет, все по теме. Сергей отчасти прав – религий в мире тысячи, оценивать их писания, обряды, каноны по законам логики, по внешней стороне – занятие абсурдное. Единственная внешняя оценка любой религии – сами верующие: широта их улыбок, дружелюбие...
Я много времени провел у вас в России. Общался с разными людьми, среди которых были и православные. Меня насторожило агрессивное отношение части из них к йоге, к практикам медитации, вот я и завел этот разговор о догматах, в попытке найти истоки такой агрессивности.

О. Сергий. Нравственность, общечеловеческие ценности – это все красиво звучит и, нет спору, важно во взаимоотношениях между людьми, но в любой религии на первом месте – Бог. Открытие Бога в сокровенных глубинах своей души и служение Ему – вот что главное, все остальное вторично.

Арджуна. Но согласитесь, открывший в себе Бога, не может не видеть Его в других людях. Мой мастер, Шри Шри Рави Шанкар, рассказывал о встрече с одной католической монахиней, которая однажды сказала: «Если человек не увидит Христа в сердце каждого встречного, то он не увидит Его нигде». Открывший Бога, открывает мир во всем его многообразии, глубине, противоречиях, признает «неисповедимость путей Господних» и уже не выпячивает ни себя, ни свой путь к Богу, ни исповедуемую им религию, как нечто единственно верное. Высокомерное отношение к другим людям их духовным практикам или религиям – признак ущербности душевной. Разве не так?

О. Сергий. Все так. Но лично для меня вопрос не в том, хороши или нет йога и медитации, а в том, могут ли они сочетаться с православной верой. В православии есть все, чтобы прийти к Богу. Если моя паства будет отвлекаться на поиски других путей, перескакивать с одной дорожки на другую, будет ли от этого прок, не отнимет ли это время и силы?

Арджуна. У вас, в России, есть все, чтобы насытиться, одеться, обуться, но магазины полны товаров со всех уголков мира. Не так ли? У вас есть Чайковский, Рахманинов, но в эфире у вас звучит не только их музыка, но и Бах, Моцарт, Гендель...

О. Сергий. При чем тут все это?

Арджуна. Мир давно стал открытым, каждый из нас с удовольствием, с пользой для себя и окружающих пользуется всеми благами цивилизации независимо от страны их происхождения. Да, йога, медитации, дыхательные практики корнями своими уходят в глубины индийской цивилизации, связанной с индуизмом и буддизмом. Но они давно перешагнули границы и стали общечеловеческим достояниям. По всему миру в различных университетах, научных учреждениях проведена масса исследований, которые однозначно говорят об их благотворном влиянии на физическое здоровье человека, о том, что они успокаивают ум, помогают достичь душевного равновесия. Чем все вышеперечисленное противопоказано православной пастве?

О. Сергий. Вышеперечисленное – ничем. Противопоказано то, что стоит за вашими практиками – те энергии, которые их питают.

Арджуна. Вы кощунствуете, святой отец. Бог един для всех нас, независимо от вероисповедания. Если человек благодаря йоге обретает утерянную им когда-то радость жизни, начинает каждой клеточкой тела ощущать свое единство со всем миром, если от него отступают болезни, а на уста возвращается улыбка – значит за спиной его, явно не лукавый. Как это может помешать православию?

О. Сергий. У нас с вами разные представления о Боге, разные пути познания божественной реальности. Мы с вами конкуренты в борьбе за человечьи души. Вы со своими практиками вторгаетесь на нашу территорию и уводите паству. Как мы можем равнодушно наблюдать за этим, не противодействовать вам?

Арджуна. Конкуренция уместна в бизнесе. На духовном пути ее не должно быть. Все, что очищает душу, возвращает на лица улыбки, должно приветствовать, а не отвергать. Не надо путать религию с бизнесом, или как у вас говорят, Божий дар с яичницей.

Дмитрий. Ребята, давайте прервемся на пару часиков – пообедаем, соберемся с мыслями, а потом продолжим беседу. Согласны?

Арджуна. Не возражаю.

О. Сергий. Я тоже не возражаю.

Познание. Религия. Насилие (окончание беседы)

Дмитрий. Пока вы тут отдыхали, я малость поразмышлял. Вы говорили о людях, открывших для себя Бога. А кто такой БОГ? Существуют ли какие-нибудь единые для всех определения? Я порылся в интернете: скопировал некоторые из них. Вот послушайте:

Бог это — Любовь, Творец вселенной, Отец наш Небесный, Чистейший Дух, беспредельный во всех отношениях, неограниченный пространством и временем, независимый, свободный, самобытный, вездесущий, неизменяемый, всемогущий, всезнающий, премудрый, благой, святый, всеблаженный, праведный.

Кто-нибудь хочет дополнить или возразить?

О. Сергий. Конспективно, но в целом верно.

Арджуна. Тоже принимаю.

Дмитрий. Странно. У вас же в Индии целая куча богов. Если они все вездесущие, всемогущие, беспредельные во всех отношениях, то как уживаются друг с другом?

Арджуна. В Индии Бог един, но путей к Нему много. В христианстве тоже Бог един, но вы молитесь и Богу Сыну, и Богу Отцу, и Богу Святому духу; плюс к этому возносите Единому молитвы через посредство Богоматери и целого сонма святых.
В Индии единство Бога определяется термином Ишвара. Мы не можем описать образ Бога, ибо любой образ это ограничение, но людям легче общаться с Безграничным через посредство образов – видимого, граничного. Вот в древние времена мудрецы и создали для людей лики Ишвары и назвали их богами, потому что каждый из них отражает разные ипостаси единого Бога. К какому бы из богов вы не обращались, как бы Его не называли: Брамой, Шивой, Вишну, Христом, Аллахом – вы обращаетесь к единому для всех людей Богу.
Могу рассказать об этом подробнее, если желаете...

О. Сергий. Как-нибудь в другой раз.

Дмитрий. Ну, если вы не находите разногласий в главном – в определении Бога и перечне Его качеств, давайте поговорим о путях познания божественной реальности. Как можно познать то, что за пределами органов чувств, за пределами слов и любых определений?

Арджуна. Интуиция, озарение, эмпатия...

Дмитрий. Когда речь идет о научных открытиях, о творческих озарениях – я понимаю, что это такое, там плоды интуиции и озарений говорят сами за себя. Но как судить об интуиции религиозных людей – точно ли они ощущают свою связь с Богом, не самовнушение ли это, не ложен ли их Бог, а может там не Бог, а дьявол?

О. Сергий. Тут два аспекта: внутренний и внешний. Внутренний – это бесспорность существования Бога, исходящая из личного опыта человека. Но как бы полно и красочно я не рассказывал о своем опыте другим, все мои рассказы блеклы по сравнению с тем, что ощущал или ощущаю я в действительности. Чтобы верить, верить не поверхностно, а безоглядно, человек должен сам пройти через опыт богопознания. Апостол Павел написал об одном своем мистическом переживании, что он "слышал неизреченные глаголы, которые другому человеку пересказать невозможно" НЕИЗРЕЧЕННОСТЬ – вот что отличает религиозную интуицию от творческой или научной.
Внешний аспект...

Дмитрий. Подождите о внешнем, расскажите для начала о своем личном внутреннем опыте, хотя бы схематично.

О. Сергий. Для меня это моменты высокой духовной радости и одновременно страдания от того, что я не в силах ее выразить в полной мере, не могу рассказать о ней ни словами, ни жестами, ни чем-либо другим внешним. Чаще всего они случаются во время службы. Иногда с трудом сдерживаешь слезы благодарности, хочется упасть пред алтарем на колени...

Арджуна. Религиозное чувство доступно всем людям при выходе из обычного, обывательского круга существования. Это бывает в печали и радости, в опыте любви и при созерцании природы или произведений искусства.

Дмитрий. Да, я тоже так считаю. Позвольте, зачитать парочку цитат из интернета.

Арджуна. Не возражаю.

Дмитрий. Иван Сергеевич Тургенев, "Дворянское гнездо".
"На другой день Лаврецкий отправился к обедне. Лиза была уже в церкви, когда он пришел. Она заметила его, хотя не обернулась к нему. Она усердно молилась: тихо светились ее глаза, тихо склонялась и поднималась ее голова. Он почувствовал, что она молилась и за него, - и чудное умиление наполнило душу. Ему было и хорошо и немного совестно. Чинно стоящий народ, родные лица, согласное пение, запах ладана, длинные косые лучи солнца от окон, самая темнота стен и сводов, – все это говорило его сердцу. Давно не был он в церкви, давно не обращался к Богу: он и теперь не произнес никаких молитвенных слов, – он и без слов даже не молился, - но хотя на мгновение всем помыслом своим повергнулся ниц и приник смиренно к земле. Вспомнилось ему, как в детстве он всякий раз в церкви до тех пор молился, пока не ощущал у себя на лбу как бы чьего-то свежего прикосновения: это думал он тогда, Ангел-хранитель принимает меня, кладет на меня печать избрания. Он взглянул на Лизу..." Ты меня сюда привела, - подумал он, - коснись же меня, коснись моей души". Она все также тихо молилась; лицо ее показалось ему радостным, и он умилился вновь, он попросил другой душе – покоя, своей – прощенья" (скопировано из книги священника Сергея Желудкова «Почему и я христианин»).

Лев Николаевич Толстой, "Война и мир".
"После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Я стоял у окна, разговаривал с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Я замолчал и почувствовал неожиданно, что к горлу его подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?... О своих надеждах на будущее?... Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределенным, бывшим в нем, и чем-то узким и телесным, чем был он сам и даже была она" (скопировано из книги священника Сергея Желудкова «Почему и я христианин»).

Арджуна. Вот это «бесконечно великое и неопределенное», сокрытое в каждом из нас, наполняющее сердца любовью, благодарностью, говорящее с нами голосом совести – и есть то общее, что объединяет всех людей независимо от того, каким богам, вернее – каким ликам или образам Единого Бога, мы поклоняемся и поклоняемся ли вообще.

О. Сергий. Согласен. Но оно сокрыто настолько глубоко, что вне церкви, вне объединения в молитвах и обрядах, большинству людей трудно осознать присутствие в себе божественного начала, а однажды осознав – удержать, не соскользнуть вновь в бездну сомнений и безверия. Тут очень важно не растрачивать себя на бесконечные поиски, а довериться опыту отцов, опыту своего народа.

Арджуна. Но опыт народа не является чем-то застывшим. Если-б было так, в Иудее не возникло бы христианства, а в России до сих пор бы приносили жертвы Перуну или Велесу. Я заходил в православные храмы – они великолепны и снаружи, и внутри. Приходите к нам в Индию, воздвигайте их, проводите службы – Индия примет вас с распростертыми объятиями.

О. Сергий. Христос и Шива никогда не уживутся вместе.

Арджуна. Речь не о слиянии или модернизации религий, а о взаимной открытости. Не чураться друг друга, а поддерживать. В нашем мире дефицит любви, веры, милосердия… Все, что помогает людям открыть сердца, должно браться на вооружение и распространяться.

О. Сергий. Это общие слова. Что конкретно вы имеете в виду?

Арджуна. Сердца открываются не только в церкви. У князя Андрея оно открылось в гостиной, когда слушал пение Наташи. У кого-то это может произойти при прослушивании католических месс Баха, которые одинаково благотворно воздействуют и на православных и на мусульман. Чем более открыт мир во всем его многообразии, чем доступнее в нем красота, сокровенные знания, тем больше в нем любви, милосердия. Вы согласны?

О. Сергий. Открытый мир, открытое сердце, любовь, милосердие… Все это прекрасно, но ничто из перечисленного не заменит веры.

Арджуна. Я говорю не о замещении веры, а о значении многообразия мира и его открытости для расцвета в людях лучших качеств души. Как иначе отличить искренне верующего человека от других?

О. Сергий. Вы полагаете, глубину религиозного опыта можно определить внешними признаками?

Арджуна. Не полагаю, а утверждаю, что так оно и есть.

О. Сергий. Назовите хотя бы один.

Арджуна. Улыбка. Нестираемая никакими неурядицами улыбка.

О. Сергий. Улыбка? Пожалуй, так… Но лишь как один из многих признаков, и улыбка не дежурная, как у стюардесс, а исходящая из глубин души – искренняя. Она может быть едва заметной и даже грустной… Есть еще и слезы: благодарности, умиления, радости...

Арджуна. Согласен.

О. Сергий. Более осязаемые признаки, на мой взгляд – дела, поведение человека, его отношения с другими людьми, его отношение к окружающему миру, к природе...

Арджуна. Благие дела могут исходить из эгоистических побуждений (произвести впечатление, заработать репутацию). Эгоистическими по сути являются и благие дела, выполняемые верующими из страха наказания Божьего или с целью освобождения от плохой кармы. Я ничего не имею против таких дел, но я бы не стал всех творящих добро причислять к верующим или просто к людям, прошедшим через опыт познания божественной реальности.

О. Сергий. Да, благие дела довольно часто исходят из эгоистических побуждений. Кто-то жертвует на строительство храма из тщеславия. Кто-то творит добро из страха перед преисподней. Пусть так, но благие дела, входя в привычку, меняют к лучшему не только этот мир, но и самого человека, приближают его к Богу.

Арджуна. Согласен, но у нас шла речь о внешних признаках человека, уже открывшего Бога в сердце своем.

Дмитрий. А для меня лично неважно улыбается человек или нет, гораздо важнее мои внутренние ощущения в обществе того или иного человека. От вас обоих веет теплом. Во мне просыпаются благие побуждения, желание осчастливить кого-нибудь...

О. Сергий. Ну так, осчастливь нас – сходи к проводнику, попроси принести чаю.

Дмитрий. Сейчас, мигом.

После чаепития

Дмитрий. Я тут снова поразмышлял немного. Улыбка, идущая от сердца, это хорошо. И дела благие хорошо. Но ни то, ни другое еще не свидетельствует о глубине познания человеком божественной реальности. С делами мы разобрались, а вот с улыбкой… Улыбка озаряет не только лица святых, но и величайших злодеев. Вспомните лица убиенных американцами Усамы Бен Ладана и Аль-Багдади.

О. Сергий. Да их лица свидетельствовали о том, что, организуя акты убийств сотен и тысяч людей, ни тот ни другой не испытывали угрызений совести, искренне считая себя верными слугами Всевышнего. Они оба светились внутренне, чем привлекали в ряды террористов многих верующих мусульман.

Дмитрий. Я полагаю, что искренняя улыбка, идущая от сердца, свидетельствует лишь о внутренней гармонии в душе человека, о его удовлетворенности. Усама Бен Ладен на 100 процентов был уверен, что, организуя проведение терактов, вершит богоугодные дела. Его умиротворенная улыбка не показная, а искренняя. Но его действия, также как и действия его приемника, явно направлялись не Богом.

О. Сергий. Ни дела, ни умиротворенное душевное состояние, отражающееся на лице улыбкой, не могут быть гарантом того, что перед нами человек, открывший в глубине своей души Бога или, как говорят в Индии – просветленный. Не так ли?

Арджуна. Вы меня убедили. Но согласитесь, что без умиротворения и добрых дел святых тоже не бывает. Предлагаю закрыть эту тему, и вернуться к ней позже, через день-два.

О. Сергий. Учитывая все вышесказанное, я полагаю, что никаких универсальных, очевидных для всех признаков святости нет. Здесь всегда остается простор для веры, для свободы. И это хорошо. Очевидное для меня, не должно быть очевидным для вас и наоборот. Но если вы пожелаете вернуться к этой теме с новыми аргументами, обсудим и их.

Дмитрий. Что-ж, давайте тогда перейдем к следующей теме.

Арджуна. Не возражаю.

Добро и зло

О. Сергий. В Первом послании Иоанна сказано: «Весь мир лежит во зле», тоже самое и в Послании к Римлянам: «Вся тварь совокупно стенает и мучится». Что еще можно прибавить?

Дмитрий. Но этот мир сотворил Бог. Всеведущий не ведал, что творил? Тогда, либо не Он, а кто-то другой творил, либо Он оказался не всеведущим, коль вся тварь теперь совокупно мучится! И потом, если Бог – это Любовь, то как Он, Всемогущий, может оставаться безучастным при виде страданий детей или животных? Выходит, что грешный человек в своей жалости «добрее» Бога?

О. Сергий. Господь в книге Исаии говорит «Мои мысли – не ваши мысли, и пути ваши – не пути Мои». Разум человека ничтожно мал, чтобы понять Всевышнего. Одно я знаю точно – мысли и пути Господа нашего не могут быть злыми. Бердяев говорил, что Бог создал мир из свободы. Свобода является условием истинной жизни, без нее ничто не имеет цены. Мир добрых автоматов не имел бы смысла ни для Бога, ни для всех нас. Свобода же всегда есть свобода и для зла – иначе она не была бы подлинной, а добро было бы принудительным, навязанным извне.
Еще до грехопадения Адама один из ангелов восстал против Бога и обратился в того, кого Писание называет дьяволом. За злом мира стоит личностная, целенаправленно действующая сила.
Я полагаю, что проявить Свое всемогущество по отношению к свободному злу для Бога значило бы уничтожить Свой замысел свободного мира. Человечество – единый, целостный Космос, зло в него пришло с грехопадением соблазненного дьяволом Адама. С тех пор и доныне невинность одних страдает от греха других.

Арджуна. Я не сторонник навешивать на «свободный мир» и на «всю тварь» ярлыки, что весь мир «во зле», а тварь «совокупно стенает и мучится». Достаточно оглянуться вокруг, и вы не можете не увидеть как много в этом мире света, добра, радости! В нем все переплетено. И это здорово! Свет виден лишь во тьме. Не будь тьмы, человек не знал бы, что такое свет. Зло и добро не существуют раздельно, сами по себе. Противоположности дополняют друг друга. Не будь зла, мы бы не знали добра.

Дмитрий. Да, тут есть над чем задуматься. Как это ни парадоксально, но зло часто является условием проявления добра. Сострадание возможно проявить только по отношению к пострадавшему, обиженному, обманутому. Положительный герой появляется лишь тогда, когда проявляет свою силу и храбрость. А как бы то и другое стало возможным, не будь отрицательного героя, злодея? Простить, опять-таки, можно только того, кто обидел, причинил боль или сделал какую-нибудь другую пакость. Злу дана свобода действий, и благодаря этому проявляется добро. Единственно, что смущает: если изначально все был Бог и все что Он создал, было «хорошо весьма», то кто создал то, что «весьма плохо» – зло?

О. Сергий. Тайна зла и страданий сверхразумна. Отец Сергий Желудков в своей книге «Почему и я христианин» написал, что здесь совершается испытание веры: может ли реальность нашей веры духовно возвышаться над реальностью зла и страданий? Можем ли мы вопреки всем безответным вопросам доверять в нашем поведении Богу? И мы находим множество примеров – да, можем! Тот, кто больше страдает, крепче всех верует в Бога. Библейский Иов так говорил об этом: «Вот. Он убивает меня: но я не перестану уповать на Него» Папа римский Иоанн умирая сказал врачу «Страдаю мучительно, но с любовью».

Арджуна. Мой Мастер призывает видеть вещи в более широкой перспективе. Материальный мир похож на сон, потому что в нем нет ничего постоянного, вечного – все появляется и, рано или поздно, исчезает как во сне. Подлинная реальность за пределами этого мира. Если вы ничего не хотите замечать кроме этого сна (потока событий), погружаетесь в него с головой, вы не осознаете подлинной реальности, вечной, неизменной – того, что находится вне этого потока. Все происходящее в этом мире напоминает спектакль. Актеры гримируются, играют свои роли, уходят со сцены и возвращаются по домам. Разве все, что было с вами до того как вы сели на этот поезд, не похоже на сон? Где сейчас тот перрон, провожавшие вас друзья и родственники, где огни большого города?
Что такое сон? Это впечатления в уме, которые приходят и уходят. Что такое память? Это набор впечатлений о событиях канувших в Лету, вот и все. Все, что произошло до этого момента, похоже на сон. И этот момент, как пузырек на поверхности океана, возник, чтобы тотчас, буквально через секунду исчезнуть.

О. Сергий. Выходит, Арджуна, мы все сейчас спим?

Арджуна. Я говорю, что все происходящее во времени подобно сну, так как более точного сравнения найти невозможно. Но это не обычный сон. В обычном сне у человека нет контроля над происходящим. Но мы с вами деятельны. Этот мир похож на сон, но не является таковым в исконном значении слова. Осознание, что все временное подобно сну, переносит нас в другое измерение, и именно здесь начинается подлинная реальность, неисчезающая в потоке времени.

О. Сергий. Подлинная реальность – это духовный мир?

Арджуна. В некоторой степени – да. Подлинная реальность вне времени, как Бог. События материального мира: обиды, награды, болезни, деньги, стулья, драки и прочее, и прочее, ценны не сами по себе, а лишь как возможности для проявления нами своих лучших качеств, своей подлинной натуры. Материальный мир пестрый и разнообразный только потому, что лишь в таком мире человеку даются тысячи шансов, дабы он смог проявить свою истинную суть, свое божественное начало, чтобы человек жил полноценной жизнью, а не существовал. Бог создал этот мир наилучшим образом и подарил его нам. Мы не являемся по своей глубинной сути частичками этого изменчивого красочного мира. Он появился из пустоты и однажды исчезнет. Даже Солнце когда-нибудь остынет! Все, что появляется, рано или поздно исчезает, разве не так? А душа человека бессмертна, неизменчива. Цепляться за события, явления материального мира, забывать о своей бессмертной душе – признак невежества. Это подобно тому, как ловить ладонью пушистые снежинки, надеясь сохранить их в кулаке до будущей зимы.

Дмитрий. Интересная философия. Ударят человека по морде, а он скажет – это мне приснилось!

О. Сергий. Подождите Дмитрий. В этом что-то есть. Христа били по щекам, на голову надели венок терновый, и в конце крестного пути распяли. Он, Сын Божий, мог бы движением мизинчика своего обратить в прах всех обидчиков, но если б сделал это, не было бы христианства! Арджуна, говоря о материальном мире, как о сне, о нереальном мире, тем самым утверждает, что подлинная реальность, единственное, что имеет для нас ценность, проявляется не в том, что происходит вокруг нас, снаружи, а в том, что происходит в наших сердцах, в наших душах. Я правильно вас понял, Арджуна?

Арджуна. В общих чертах, но не совсем. Наши мысли, эмоции, чувства – тоже изменчивы, а значит, не являются подлинной реальностью. Один из ликов подлинной реальности – любовь. Мы созданы из вещества называемого любовью. Я говорю о божественной любви. Смотрите, существуют разные типы любви и одна-единственная божественная любовь, из которой создан весь мир и мы с вами. Вы понимаете, о чем я говорю?
В божественной любви всегда присутствует новизна, нет скуки, нет печали. Чем ближе подходишь, тем больше очарования, радости, глубины. В ней всегда есть благоговейный трепет. По-моему, именно в такой любви суть вашей религии, христианства, разве я не прав?

О. Сергий. В христианстве, действительно, Бог и Любовь – синонимы. Но мы не считаем материальный мир сном. Хотя, признаться, мне импонирует ваша философия. Она позволяет довольно ярко обозначить приоритет духовного над материальным.

Арджуна. Я читал ваши евангелия. Не помню дословно и в каком из них, переданы слова Христа о том, чтобы идущие за ним следом не заботились ни о чем мирском: что им есть, что пить, во что одеваться; ибо даже Соломея в славе своей не одевалась так, как Господь одевает цветы и уж тем более Он позаботится о своих последователях.

О. Сергий. Примерно так. Это из Евангелия от Матфея. Далее там написано: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а все остальное приложится. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо он сам о себе позаботится».

Дмитрий. Еще там написано, чтобы щеку подставлять, рубаху последнюю отдавать, врагов любить. Если вас послушать, то нищие и бездельники с рабской психологией – самые что ни на есть божьи люди! А по мне так – на Бога надейся, но сам не плошай! Нас куда-то в сторону от темы беседы заносит, давайте вернемся к добру и злу.

О. Сергий. Нас не в сторону от темы заносит, а напротив – мы открываем ее глубинные слои. Зло не может причинить душе человека никакого вреда, если тот сам не поддастся.
Если я правильно понял Арджуну, в индуизме диалектика добра и зла раскрывается через противопоставление реального, вечного, духовного мира с миром материальным – нереальным, временным, изменчивым. В христианстве другой подход – душа человека предстает как поле битвы сил добра с силами зла. Но по сути мы говорим об одном и том же. Улавливаете? Силы зла соблазняют человека ценностями этого мира, силы добра предлагают ему сокровища нетленные. Сокровища нетленные, следуя индуизму, являют собой подлинную реальность, а ценности этого мира таковой не являются.
В Евангелие от Матфея сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» – вот вам и евангельская параллель с индуской философией.
И еще: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Сокровища нетленные обретаются в борьбе со злом. Отсюда и «Возлюбите врагов», ибо они, губя свои души, дают нам шанс обрести сокровища нетленные.
Как же нам их не любить, не плакать по их пропащим душам? Пример такой любви дал Христос, не разметавший в гневе толпу, ведшую его на муки, но произнесший с креста: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят!»

Дмитрий. Так что, в Отечественной войне, нашим войнам надлежало уподобиться Христу и без боя сдать страну фашистам, оплакать их пропащие души и отправляться прямой дорогой в рай?

О. Сергий. Мужество и доблесть в защите страны, ее граждан, детей, стариков – это тоже сокровища нетленные, а вот трусость никогда таким сокровищем не была.

Арджуна. Вы Сергий сказали: «Сокровища нетленные обретаются в борьбе со злом». Я хочу уточнить: прежде всего – со злом внутри себя. Борьба добра со злом идет не где-то там снаружи, а внутри нас. Если, например, ненависти удастся овладеть человеком, то он уже мыслит и действует, подчиняясь ненависти, а не своей свободной воле.

О. Сергий. Достоевский писал об этом: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Дмитрий. Я снова вернусь к войне. Как воевать с врагом, если не пылаешь к нему ненавистью, ненавистью за поруганные им святыни, «за слезы наших матерей»?

Арджуна. Ненависть рождается помимо нашей воли. Она помогает сконцентрировать силы на борьбе. В определенных дозах, при определенных ситуациях, как и всякий яд, она бывает полезна. Но если человек позволит ей завладеть им полностью, то она отравит его самого, это уже будет не боец, а безмозглая кукла.

Дмитрий. Чувства всегда сильнее разума. Попытки подавить чувство, приводят к еще большему его нарастанию.

Арджуна.Насчет подавления согласен. Чему сопротивляешься, то упорствует – так устроен наш ум, а с законами ума необходимо считаться. Одними из важнейших наших богатств являются умение различать и бесстрастие. Если сердца коснулась ненависть, позвольте ей там быть, осознайте её беспристрастно – не пытаясь ни усилить, ни подавить. Пройдет немного времени и она, убедившись, что ее планы овладеть вашим сердцем беспочвенны, займет там тот уголок, который вы сами найдете нужным ей отвести, с тем, чтобы, использовав в нужный момент, выпроводить восвояси.

Дмитрий. Интересно – быть бесстрастным в ненависти!

Арджуна. Бесстрастным можно быть во всем. Чувства и мысли раскрашивают нашу жизнь, но ни то, ни другое не вечно – они приходят и уходят, подобно волнам. Они не являются нашей сутью. Наблюдайте за ними, направляйте в то русло, в котором они могут принести наибольшую пользу, а ум укореняйте в вечном. Ни на миг не забывайте о подлинной реальности, о своей сути.

Дмитрий. Как это?

Арджуна. В двух словах не расскажешь. Надо во всем вечное, истинное ставить превыше временного, преходящего. Надо знать законы ума, а чтобы легче справляться с ним – заниматься дыхательными практиками. Приходите на проводимые Искусством жизни курсы «Счастье».

О. Сергий. В православии бесстрастие также одна из основополагающих для духовной жизни добродетелей. Достигается она постоянным стремлением думать меньше о себе и больше – о Боге. Симеон Новый Богослов говорил, что бесстрастие состоит в том, «чтобы помысл не клонился ни к какой мирской вещи». Игнатий Брянчанинов призывал к любви беспристрастной, радостной, пламенеющей одинаково к друзьям и врагам. Тот, у кого в сердце Христос, непобедим никаким злом, ибо зло может торжествовать только в этом мире.
Одно из наиболее действенных средств достижения беспристрастия, а в итоге и бесстрастия – постоянное памятование о смерти. Надо проживать каждый день как последний в своей жизни, с полной отдачей Богу, тогда для суетных страстей, для ненависти не останется места.

Арджуна. «Есть только миг между прошлым и будущим – именно он называется жизнь». Наш Мастер говорит то же самое – жить можно только здесь и сейчас, поэтому жить надо на сто процентов, не растрачивая себя на рефлексии о прошлых обидах и бесплодные страхи за будущее. Прошлое, в любом случае, не изменить, а будущее, как сказано у вас в евангелии, «само позаботится о себе» и уж точно никогда не будет на сто процентов совпадать с тем, каким мы мыслим его сегодня.

Дмитрий. Ну, вы как сговорились! Задули в одну дудку!

О. Сергий. У вас есть возражения?

Дмитрий. Дзержинский как-то сказал, что у чекиста голова должна быть холодной. Как я понимаю, холодная голова – это тоже о бесстрастии. Железный Феликс бесстрастно участвовал в разработке и реализации Красного террора и всей карательной политики Советского государства, включающей массовые расстрелы, содержание сети концентрационных лагерей, гонения на церковь.

О. Сергий. Давайте не будем валить все в одну кучу!

Арджуна. Есть несколько типов бесстрастия. Первый тип – бесстрастие материалиста. Для Дзержинского не существовало вневременной реальности, он был материалистом до мозга костей и считал злом только то, что потенциально могло противостоять революции. Поэтому пытки и расстрелы «врагов народа» им не воспринимались как зло. Такое бесстрастие носит выборочный характер и не может длиться долго.

О. Сергий. «Бесстрастный» Дзержинский умер из-за нервного срыва после своего выступления на пленуме ЦК.

Арджуна. Второй тип бесстрастия рождается из желания достичь высот на духовном пути. Вы отказываетесь от чего-то в этом мире с определенной целью – получить что-то там, на небесах или достичь просветления. Второй тип мало отличается от первого, так как корнями остается привязан к временным ценностям – соображениям выгоды, страху...
Третий тип бесстрастия не привязан ни к каким целям, а исходит из глубинного, прочувствованного каждой клеточкой тела, понимания преходящей природы вещей. Мудрость и знания позволяют человеку оставаться спокойными и невозмутимыми, не привязываться к событиям, объектам, ситуациям. Мудрый человек делает свое дело на сто процентов, а результат отдает в руки Божьи.
И наконец, когда человек осознает, что все вокруг пронизано Божественной любовью, такое блаженное состояние устраняет не только страсть, но и все типы бесстрастия. Человек просто переполнен счастьем и благодарностью за все, что выпадает на его долю, будь то испытания или манна небесная.

Дмитрий. Арджуна, вы просветленный?

Арджуна. Нет.

Дмитрий. Ой ли? Не лукавьте.

Арджуна. Если кто-то скажет вам, что он святой, вы ему поверите, или как?

Дмитрий. В православии живых святых нет – канонизация происходит лишь после смерти.

Арджуна. У нас нет канонизаций. Каждый волен сам для себя определять просветленный перед ним человек или нет. И сомневаться. И изменять свое мнение. А вот если кто-то говорит о себе, что он просветленный – это верный признак того, что он лжет. Не верьте ему, ибо отличительными чертами просветленных, как и отличительными чертами христианских святых, являются отсутствие гордыни, скромность и смирение. Просветленные, как и православные святые, ни в чем не ставят себе выше других.

О. Сергий. Вы оба как-то незаметно ушли от темы сегодняшней беседы.

Арджуна. Я полагаю, что тема в общих чертах раскрыта, дальше может быть только детализация.

Дмитрий. Вы, Арджуна, упомянули о Божественной любви. Предлагаю поговорить о ней.

О. Сергий. Давайте продолжим наши беседы завтра утром.

Любовь

Дмитрий. Я сейчас прослушал запись вчерашних бесед. Арджуна, вы говорили, что существуют разные типы любви и одна-единственная божественная любовь. Разве любовь, соединяющая мужчину и женщину на долгую совместную жизнь, не может быть божественной? К какому типу она относится?

Арджуна. Мой Мастер говорит, что существует три типа любви: любовь, возникающая по причине обаяния; любовь, в основе которой лежат дружеские отношения, и божественная любовь. У любви, в основе которой лежит обаяние, обязательным спутником является новизна. Как только отношения становятся обыденными, обаяние тускнеет и начинается скука. Так происходит в большинстве браков. Такая любовь приносит с собой страх, неуверенность, печаль, вспышки ревности и раздражения. Любовь, в основе которой лежат дружеские отношения исходит из близкого знакомства, из дружеских чувств. С годами она не уменьшается, а напротив возрастает. Вы чувствуете себя более комфортно со старым другом, нежели с новым человеком. Но в этой любви нет трепета, энтузиазма, нет огня... Божественная любовь превосходит обе ранее указанные. Она не ослабевает с годами, не становится рутиной. В ней всегда присутствуют обаяние, комфорт, энтузиазм, благоговейный трепет. Может ли такая любовь соединять мужчину и женщину, мать и дитя? Конечно, может.

О. Сергий. В православии Любовь одно из имен Божьих, указывающих на то, что Он Сам в Себе всесовершенная Любовь и изливает любовь на все творение. А также любовь это основополагающая христианская добродетель, «совокупность совершенства», как сказано апостолом Павлом в Послании к колоссянам. Христианская любовь – дар Духа Святого. По своей сущности это – обожение человека, по форме – жертвенное служение. Бог сотворил мир не по необходимости, а по Своей высочайшей, свободной и благой любви. По Своей любви Он дарует нам возможность познания Себя вплоть до соединения с Собой, обожения. Бог не оставил человеческой род после грехопадения Адама и распространения греха по всей Земле, Он Сам вочеловечился ради спасения людей, чтобы через Свои крестные страдания, смерть и Воскресение искупить нас от власти греха: ибо, как сказано в Евангелии от Иоанна, «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Дмитрий. Если в православии одно из имен Бога – Любовь, то как можно причислять к праведникам того, кто останавливал Солнце, чтобы все дышащее предать заклятию? Всесовершенная Любовь и геноцид инаковерующих – разве это совместимо?

О. Сергий. Речь идет о Иисусе Навине?

Дмитрий. О нем самом.

О. Сергий. Не надо путать современный мир с миром ветхозаветным. Для того, чтобы быть услышанными, проповедникам Единого Бога приходилось убеждать людей в Его силе, способности повергнуть ниц языческих идолов – иные аргументы не работали. А как народы демонстрировали свою силу, как воевали в те времена? Истребление побежденного врага было нормой, а не исключением: либо мы вас, либо вы нас. Вера в Единого Бога выстояла, в числе прочих причин и благодаря тому, что израильтяне истребили хананеев. Будь наоборот, то возможно, и до сегодняшнего дня люди приносили бы в жертву идолам своих детей, считая это богоугодным делом. Вы считаете это более гуманным?

Дмитрий. Но израильтяне в жестокости не отличались от своих соседей, а скорее превосходили их, и Бог израильский не был милосердным: уничтожал целые города, насылал на землю потоп «чтобы истребить с лица земли человеков, ибо раскаялся, что сотворил их». И человеческие жертвоприношения у израильтян не считались богомерзким делом. Ведь это Бог дал Моисею подробные указания – что, как и когда можно приносить в жертву, а не Моисей выдумал. Первенцы в семьях израильтян тогда считались принадлежащими Богу, так же, как это было у хананеев. Многие семьи откупались от приношения своих чад в жертву, но всегда ли было так? В Библии есть рассказ об одном из судей, военачальнике Иеффайе, который в благодарность за дарованную Богом победу над аммонитянами пообещал принести Ему в жертву первое, что выйдет из ворот дома. Первой навстречу возвращавшемуся из похода отцу выбежала радостная дочь… Иеффай исполнил свой обет, и Господь принял эту благодарственную жертву, не отвел от девушки занесенный над нею отцом нож.

О. Сергий. Я повторюсь – не путайте наши времена с теми. Мир кардинально изменился.

Дмитрий. Ой ли?. Ваши аргументы в защиту насилия, творимого ветхозаветными израильтянами над иноверцами, до боли напоминают аргументы сегодняшних исламских террористов. Те, причисленные к праведникам и пророкам, ветхозаветные террористы, считали, а современные террористы сегодня искренне считают себя носителями единственно правильной веры и полагают, что Бог им в этом деле активно помогает. Изменилось только оружие: у ветхозаветных были стрелы и копья, а у современных подрывные устройства, автоматы и ракеты. То-то гляди, что и атомным оружием завладеют.

Арджуна. Я не знаток Ветхого завета, поэтому чувствую себя в этом споре лишним. Давайте отложим разговоры о насилии в древности и в современном мире на потом. Можно, я скажу еще несколько слов о любви?

О. Сергий. Дмитрий нахватался поверхностных знаний, а теперь пытается их преподать нам как истину в последней инстанции.

Арджуна. Все, что доказывается путем умственных построений, может быть опровергнуто другими умственными построениями, другим набором фактов или другой их интерпретацией. Истина постигается не умом, а сердцем.

Дмитрий. Хорошо, отложим наш спор. Вернемся к любви. Любовь – это истина?

О. Сергий. Нет истины выше любви! Я повторюсь – в христианстве Любовь одно из имен Божьих.

Арджуна. Этот мир сотворен из любви.

Дмитрий. Арджуна, вы серьезно?

Арджуна. Вполне.

Дмитрий. Вы говорите, что мир сотворен из любви, но почему тогда он полон ненависти? Ненависть – тоже любовь?

Арджуна. Да. Ненависть – искаженная невежеством любовь. Невозможно ненавидеть без любви, будучи ко всему равнодушным. Человек ненавидит другого человека только тогда, когда видит в нем угрозу предмету своей любви. У того, кому все по барабану, даже собственная жизнь, врагов нет. Предметы любви невежественного человека всегда ограничены, они не включают человечество или Землю в целом, и уж, тем более, Единого для верующих и неверующих Бога.

Дмитрий. Да, умом эту «истину» действительно не постичь.

Арджуна. Голос сердца лучше всего слушать в молчании ума. Если вы с Сергием не против, я готов вам помочь в этом.

О. Сергий. И как вы собираетесь остановить болтовню ума?

Арджуна. Во-первых, нужно ваше желание. Во-вторых, вы должны на сто процентов, отбросив на время в сторону все свои умственные концепции, быть в процессе, который я вам предложу.

Дмитрий. И как долго это будет продолжаться?

Арджуна. Минут сорок или чуть более.

О. Сергий. Только никаких мудр и мантр!

Арджуна. Договорились. Давайте для начала встанем, сделаем небольшую разминку и несколько дыхательных упражнений.

(Разминка длилась 10 минут. После чего мы с отцом Сергием минут двадцать с закрытыми глазами под руководством Арджуны последовательно переводили внимание на различные части тела, на приходившие в голову мысли, чувства. Внутри установилась тишина, светлое безмыслие. После чего Арджуна попытался привить нам свое понимание любви. Ниже я привожу его монолог, который стал как бы продолжением медитации.

Арджуна. Чего мы больше хотим в жизни? Конечно, любви.
Вы и есть любовь.
Разных людей мы любим по-разному. Кого-то любим за доброту, кого-то за красоту или другие восхищающие нас качества. Такая любовь ограничена – вы любите не людей, а их качества. Качества со временем изменяются, как изменяется и сила вашей привязанности к ним.
Настоящая любовь безусловна. Вы любите людей такими, какие они есть, подобно тому, как мать любит новорожденное дитя.
Если у вас дома есть собака, вспомните, сколько любви она проявляет, встречая вас после долгого отсутствия.
Нас любит все мироздание!
Деревья любят нас, но мы редко это осознаем.
Если у нас есть в жизни все, но мы никому не нужны, никто нас не любит, какой нам покажется такая жизнь?
А как много мы сами отдаем любви? Любовь – это не брать. Любовь – это отдавать.
Мы созданы из вещества называемого любовью. И по настоящему счастливы лишь тогда, когда следуем своей сущности – дарим любовь близким нам людям и всему миру.

(После заключительной фразы он предложил нам открыть глаза и поделиться опытом)

Дмитрий.
Хочется снова закрыть глаза.

О. Сергий. Боюсь, мой опыт не настолько глубок. Не удалось полностью расслабиться, в уме периодически свербела мысль: будь настороже, тут какая-то крамола.

Арджуна. Нашли крамолу?

О. Сергий. Пока нет, но надо поразмышлять.

Арджуна. У вас твердые, устоявшиеся взгляды на жизнь и на все мироустройство. С одной стороны это хорошо: твердые убеждения – залог душевного спокойствия; с другой – в вашей голове нет места для чего-либо нового, а это уже проблема.

О. Сергий. А у вас, Арджуна, разве не так же обстоят дела со взглядами на жизнь, вы колеблющийся товарищ?

Арджуна. Я открыт для нового, открыт для любых дискуссий, но не придаю им особого значения, ибо уверен, что Истина, как говорилось выше, познается не умом, а сердцем. Я тверд в вере.

О. Сергий. Значит я, по-вашему, не тверд? Вера – сердцевина моей жизни. Я предпочел карьере в Газпроме, со всеми вытекающего из нее материальными благами, скромный быт сельского священника, и искренне рад, что служу людям, помогаю найти дорогу к Богу, а вы меня в ретрограды записываете!

Дмитрий. Ребята, мне так спокойно и блаженно сейчас – пожалуйста, не шумите. Давайте поговорим о вере и прочих вещах немного позже.

О вере и прочих вещах

Дмитрий. В Википедии написано: «Вера — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования». У вас у каждого своя вера, я где-то посередине в свободном плавании. Как мы будем вести разговор о том, что невозможно фактически или логически обосновать?

О. Сергий. Я лично логически ничего обосновывать не собираюсь. Логическое познание ограничено в своих возможностях по очень многим параметрам. У веры ограничений нет. В Послании к евреям сказано: «Вера – осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Вера это зрение очами сердца духовного мира, ощущение его духовным чувством. Свидетельств истинности нашей веры более, чем достаточно. Апостол Павел в Послании к евреям приводит множество примеров материализации такой веры в ветхозаветных чудесах и называет имена царей и пророков, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими...». У нас, в христианстве, вера является боговдохновенным ответом человека на Божье объявление о приходе Иисуса Христа, «победа, победившая мир», как сказано в евангелие от Иоанна. Бесчисленные свидетельства истинности нашей веры – в житиях святых и в повседневной жизни прихожан, в обилии свидетельств помощи Божией в наши дни по молитвам верующих.

Дмитрий. Аналогичных чудес и свидетельств полным-полно и в исламе, и в индуизме, и в других религиях. К примеру, точно так же можно говорить о том, что истинная вера у мусульман, о чем свидетельствуют все те же ветхозаветные цари с пророками, плюс к ним пророк Мухаммед с его полетами и такие же обильные, как в христианстве, свидетельства «помощи Божией в наши дни по молитвам верующих».

Арджуна. Можно привести и массу свидетельств о чудесах, происходивших с людьми далекими от любой религии, но это никак не умаляет сказанного Сергием.

Дмитрий. Мне не нравится словосочетание «истинная вера», оно подразумевает, что все остальные веры не истинные. Ответьте мне и самим себе: вера – это то, что объединяет или то, что разъединяет? Можем ли мы все, живущие на Земле, при таком раздрае в наших верованиях, понять и принять друг друга, если по-христиански – полюбить?

Арджуна. Все религии говорят о Едином духовном начале. Разница лишь во второстепенных величинах: в именах и наименованиях этого Начала, в их культурном оформлении, в мифологиях, обрядах, таинствах… Разница в акцентах, но не в сути. Суть везде едина: материальный мир – производная мира духовного, порожден им и неразрывно связан с ним во всех своих проявлениях. К сожалению, испокон веков вечное и неизменное чаще задвигается на второй план, подменяясь временным. Отсюда и религиозные войны, и терроризм.

О. Сергий. Доля истины здесь есть, но не надо всех равнять под одну гребенку. Во первых, в мире есть различные религиозные течения, а по сути секты, практикующие сатанизм, приносящие человеческие жертвы. Во вторых, то и дело появляются доморощенные пророки, такие как бывший сотрудник милиции, принявший имя Виссарион и провозгласивший себя Иисусом Христом. Вспомните секту Аум Синрикё, устроившую газовую атаку в Токийском метро или Белое братство, адепты которого предприняли в Киеве попытку массового самоубийства. Я уже не говорю об исламских экстремистах, которые борются за свою веру путем проведения терактов. Кстати, Арджуна, ваш мастер, Шри Шри Рави Шанкар, если я не ошибаюсь, тоже основатель какой-то организации, включенной православной церковью в перечень деструктивных тоталитарных сект. Я уточню сегодня в Интернете.

Дмитрий. Давайте разборку по деструктивным сектам отложим на завтра. Какой вы лично видите выход для человечества, чтобы выйти из спирали наращивания межрелигиозного противостояния?

О. Сергий. Признать очевидное – Иисуса Христа. Других выходов не вижу. Привести к Нему человечество можно через сотрудничество христианских церквей, расширение миссионерской деятельности и борьбу с деструктивными сектами.

Дмитрий. А что вы, Арджуна, скажите?

Арджуна. Я уже говорил и повторюсь, что истоки межрелигиозного противостояния не в том, что все мы разные, а в том, что Вечное и Неизменное подменяется временным. Брахма, Шива, Иегова, Христос, Аллах – это интерпретации Вечного в сознании людей. Пестрота интерпретаций свидетельствует о безграничности Вечного. Сводить запредельное, Бога, к какой-либо одной традиции, одной культуре, одной религии, означает умалять Его, пытаться ограничить Того, Кто не имеет границ. Сегодня мир находится в кризисном состоянии. В основе его ограниченные отождествления. Люди отождествляют себя по ограниченным признакам: гражданству, национальности, религии, забывая, что мы все дети Земли по плоти и частички Божественной любви по духу. У нас один Бог, одна Истина, один Мир. Как выйти из этого кризиса? Просвещение, молитвы, медитации, встречи религиозных лидеров.

Дмитрий. Вы в прошлой беседе усомнились в твердости веры отца Сергия. Я полагаю, что его сегодняшняя бескомпромиссность, в какой-то степени подогрета вашими словами. Объясните, чем вызвано подобное обвинение?

Арджуна. Сила веры определяется тем, насколько человек доверяется Богу, не ограничивает ли Господа своими представлениями о Нем, признает ли Его безграничные возможности. Нематериальное, вневременное, внепространственное можно описывать лишь символически, и таких описаний может быть бесконечное множество. Критериями их ложности или истинности могут быть только сами люди, их поведение, их взаимоотношения с другими людьми и со всем нашим миром – насколько они дружелюбны, чистосердечны, добры, насколько счастливы, благодарны, веротерпимы.

Дмитрий. Терпеть можно лишь до поры, до времени, а потом, если пар не выпускать, так рванет – мало не покажется.

Арджуна. Да, вы правы – «терпимы» не то слово. Бог – это любовь. Принимая безграничность этой любви и способов ее выражения, следует также относиться с любовью или, на первых порах, по скудости нашей, – с уважением к религиозным взглядам инакомыслящих.

Дмитрий. А если эти взгляды толкают людей на самоубийства или на какие-либо противоправные действия?

Арджуна. На то есть правоохранительные органы.

Дмитрий. Вы сказали, что сила веры зависит от степени доверия человека к Богу. А как определить степень доверия?

Арджуна. По открытости человека к другим людям, готовности принять любые вызовы. Мы с вами согласились, что Бог вездесущий, всезнающий, всемогущий. Согласились со словами Сергия, что Бог Сам в Себе всесовершенная Любовь и изливает любовь на все творение. О чем тогда можно беспокоиться? Сделал дело, вложился в него на 100 процентов – гуляй смело, ибо результат в любом случае будет такой, какой угодно Богу. Считает Он нужным наградить тебя прибавкой к зарплате или обрушить на тебя гнев начальства – принимай то и другое с благодарностью.

Дмитрий. Боюсь, начальник примет такую благодарность за издевку.

Арджуна. Так вы ж не начальнику благодарность высказываете, а Богу. С начальником можете ругаться или склонить пред ним голову. Но если вы человек глубоко верующий, то при этом внутри будете всегда спокойны и уравновешены. Вы сделали все возможное, но не получилось – что с того? Вы в любом случае в выигрыше. Вам не в чем себя винить, поэтому у вас всегда есть повод благодарить Бога и радоваться. Ничто не может стереть улыбку с вашего лица даже при неудачах, ибо неудача побуждает к поискам, совершенствованию. Почему бы, зная что все происходит по воле Бога, не улыбаться в глубине сердца?

Дмитрий. В этом что-то есть. Но как все сказанное сейчас увязать с вашими недавними обвинениями в адрес отца Сергия?

Арджуна. Я ни в чем его не обвинял и не обвиняю – он искренен, дружелюбно настроен к нам обоим. Я просто спровоцировал Сергия упереться в громоздящиеся в его мозгу перегородки между религиозными конфессиями. Теперь ему ничего не остается как: либо констатировать факт, что, как говорил митрополит Платон «наши перегородки до неба не доходят»; либо отказать Тому, Кого славят за этими бесчисленными перегородками, в Его вездесущности.

Дмитрий. Или в любви ко всем нам.

О. Сергий. Пока вы тут спевались, я нашел таки в Интернете список деструктивных сект. «Искусство жизни», основатель Шри Шри Рави Шанкар – это не ваша, Арджуна секта?

Арджуна. Моя.

Дмитрий. Я беру тайм-аут. Слишком много информации надо переварить, да и перекусить уже давно хочется. Давайте поговорим о сектах после обеда.

О сектах и некоторые итогих

Дмитрий. Я тоже сейчас познакомился с упомянутым отцом Сергием списком деструктивных тоталитарных сект. Этот документ является итоговой декларацией конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» проведенной в Новосибирске в ноябре 2004 года. В конце его написано: «Принято единогласно участниками конференции, гражданами России, Казахстана и Украины, представителями 22 епархий Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви». Общее число насчитанных участниками конференции деструктивных сект и групп – 460 (четыреста шестьдесят!!!).
Удивительный документ! Сразу вспоминаются тридцатые годы, когда по всей стране проходили собрания рабочих и колхозников, гневно осуждавших врагов народа, или уже ближе к нашему времени «Я Пастернака не читал, но осуждаю». Сомневаюсь, что хотя бы один из участников этой конференции детально ознакомился, а тем более прочувствовал изнутри, что из себя действительно представляет каждая из включенных в список организаций. Но, не сделав этого, как можно всех чохом осуждать?

О. Сергий. О каждой из этих организаций была собрана обширная информация, включающая массу документов.

Дмитрий. И вы думаете, каждый участник со всей этой информацией вдумчиво и беспристрастно ознакомился?

О. Сергий. Да, я так думаю.

Дмитрий. Это физически невозможно! И потом, как можно осуждать, не предоставляя слово обвиняемым или их адвокатам? Это уже не суд – а средневековое судилище, охота на ведьм!

О. Сергий. Я понимаю вашу логику и отчасти согласен с нею, но когда государство на протяжении многих лет не принимало никаких мер по обузданию разгула в стране мракобесия, как можно было с этим мириться? Церковь встала на защиту граждан от тотального оболванивания, от угроз их психическому и физическому здоровью. Да, церковь можно упрекать, что тут или там, надо было делать по другому, какие-то организации не включать в список, какими-то дополнить. И эти упреки могут быть справедливыми, но совсем ничего не делать было бы преступлением перед совестью, перед верой.

Дмитрий. Да, мы с вами тут слишком далеко друг от друга. Давайте конкретизируем тему. Фонд «Искусство жизни» также причислен к тоталитарным, деструктивным сектам. Вы согласны с этим?

О. Сергий. Я тоже покопался в интернете и нашел массу противоречивой информации об этой организации и, откровенно говоря, слегка запутался, но один из главных признаков тоталитарной, деструктивной секты в Искусстве жизни определенно присутствует – наличие харизматического лидера.

Дмитрий. Но такие лидеры есть и в христианстве: папа римский, патриархи. А священники разве не харизматические лидеры? Им даже ручки целуют.

О. Сергий. Целуют ручку дающую причастие, а это символически уже ручка Христа! Здесь нет никакого преклонения перед священником. Основателю Искусства жизни Шри Шри Рави Шанкару индусы в ноги падают. Он – гуру, авторитет, указывает другим, как тем надо жить.

Дмитрий. Возможно, и в нем индусы приветствуют не человека, а Бога? По их вере в сердце каждого человека прячется Бог. Помните, у Олега Митяева есть песня: «Я приветствую в тебе Бога»?

О. Сергий. Хорошая песня, но не о Том она Боге.

Дмитрий. Арджуна, а вы почему молчите?

Арджуна. Странно все это. Вы тут говорите о сектах и группах, следовательно, о чем-то маленьком, изолированном от мира. Какое отношение это имеет к Искусству Жизни? Участники наших курсов и программ люди разных национальностей, разных вероисповеданий, есть среди них и мусульмане, и христиане. Мы не изолированы от мира, а даже более открыты, чем традиционные религиозные конфессии. На сегодняшний день наша организация осуществляет свою деятельность в 165 странах и занимает второе место в мире после «Красного креста» по количеству волонтеров, работающих во всех уголках земного шара. Мы проводим программы по снятию постстрессового напряжения и оказываем помощь пострадавшим в военных конфликтах и стихийных бедствиях по всему миру.
Что касается отношения индусов к основателю Искусства жизни Шри Шри Рави Шанкару, то оно не выходит за рамки принятых в Индии отношений учеников к учителям. В нашей стране испокон веков культивировалось уважительное отношение к наставникам. Поклон в ноги – знак особого уважения и используется довольно часто. Что касается иронии, с которой Сергий произносил слово «гуру», то она не уместна. У нас у всех есть в жизни учителя. Первые учителя – наши родители, которые учат нас говорить, ходить, познавать мир, потом приходят школьные учителя и учат нас арифметике, читать, писать. Потом приходит учитель, который учит нас основам какой-либо профессии. Гуру – духовный учитель. Самому гуру поклоны преданных не нужны. Единственное, чего он желает, чтобы его ученики научились самостоятельно мыслить, превзошли его в знаниях. Если после 12 лет ученичества такого не происходит, значит либо гуру не тот, либо ученик ленивый.

О. Сергий. Что-то подозрительно, все гладко. Сколько у нас в России то тут, то там разных гуру появлялось и появляется – запугивают концом света, обдирают паству и исчезают с денежками.

Дмитрий. А сколько по России ложных монахов и священнослужителей развелось, собирающих деньги якобы на храм или еще на что? Не надо путать мошенников с теми, кем они прикидываются.

О. Сергий. Не знаю, не знаю...

Дмитрий. Кстати, я в интернете нашел фотографии встречи Шри Шри Рави Шанкара с Папой римским. Они там раскланиваются друг с другом без всяких претензий. Похоже, что у Папы римского другое мнение об Искусстве жизни. Показать?

О. Сергий. Мне это не интересно.

Дмитрий. А фотографии его встреч с президентами разных стран, включая президента США, деятелями культуры?

О. Сергий. Потом как-нибудь.

Дмитрий. А еще есть свеженькие фотографии с церемонии присвоения ему звания почетного доктора Уральского федерального университета. Вы, Сергий, говорили, что учились там.

О. Сергий. За что это ему такая почесть?

Дмитрий. Не знаю. Может Арджуна прояснит?

Арджуна. Я не слышал об этом. Он во многих университетах является почетным доктором, постоянно в гуще событий, встречается с мировыми лидерами, организует конференции – за всем не уследишь. Кстати, Шри Шри идейный вдохновитель международного форума "За этику в бизнесе", ежегодно проходящего в Европейском Парламенте в Брюсселе. В Индии он основал Шри Шри университет, который, спустя всего пять лет, был признан лучшим инновационным университетом страны.

О. Сергий. Ваш гуру – основатель университета???

Арджуна. А вы не знали? Гуруджи считает, что многие беды нашего общества происходят из-за дефицита знаний. Одним из первых шагов Искусства жизни было создание школы для малоимущих детей. Денег тогда совсем не было, но надо было обучать 175 детей, кормить, одевать. Окружающие считали его затею со школой провальной, но тем не менее помогали. Кто-то принес два мешка риса, кто-то поделился одеждой, сахаром. Так все начиналось. На сегодняшний день в основанных Шри Шри Рави Шанкаром бесплатных школах в сельских местностях и на территориях проживания различных племен ежегодно учатся более 50 000 детей.

О. Сергий. Это все удивительно и похвально, но, как я слышал, суть Искусства жизни не в благих делах, а в йогических техниках, уродующих психику людей. Давайте об этом поговорим. Чему вы учите людей на своих курсах?

Арджуна. Базовые курсы «Искусство жизни» представляют собой антистрессовые занятия в основе которых лежит запатентованная техника ритмического дыхания с авторским названием «Сударшан Крия». Эффективность техники подтверждена независимыми исследованиями во многих университетах и научно-медицинских центрах. В том числе такие исследования проводились и в России, кажется, в Красноярском университете. Можете поискать в интернете, уточнить.

О. Сергий. В интернете много всего. Кто-то хвалит, кто-то ругает.

Арджуна. Поэтому, осуждать или хвалить что-либо или кого-либо можно лишь на основе личного опыта, а не подстраиваясь к какому-то из хоров.

Дмитрий. Браво, Арджуна! Но давайте вернемся к сути нашего разговора. На мой взгляд, тоталитарной и деструктивной можно назвать ту организацию, которая монополизирует право на истину, обещает своим адептам или своей пастве достижения каких-либо духовных вершин, которые вне этой организации не достижимы. Помните у Маяковского в окнах РОСТА: «Нигде, кроме, как в Моссельпроме!». Из того, что я нашел в интернете и услышал здесь – Искусство жизни таковой не является. Согласны?

О. Сергий. Возможно. Но мне надо еще над этим поразмышлять.

Дмитрий. Отец Сергий, а вы сравните Искусство жизни с Православной церковью Московского патриархата.

О. Сергий. В каком смысле?

Дмитрий. Возьмите перечень признаков, по которым организации включались в список тоталитарных, деструктивных сект и по возможности беспристрастно попробуйте примерить каждый из них поочередно к Искусству жизни и к нашей церкви. Примеряйте и сравнивайте. Секта – это нечто ограниченное. Сравните по числу участников или верующих, по числу стран в которых ведутся наши богослужения и тех, в которых проводятся курсы Искусства жизни. Сравните на предмет тоталитарности, где больше неприятия инакомыслящих, агрессивности, самовозвеличивания...

О. Сергий. Вы на что намекаете?

Арджуна. Я полагаю, нам снова следует сделать паузу для размышлений.

Дмитрий. Вы можете с отцом Сергием поразмышлять, а я для себя уже определился. Мне понравилась прочитанная сегодня в интернете фраза Шри Шри «God, Guru and Self are synonymous, they are the same». В переводе на русский: «Бог, гуру и Высшее я – синонимы. Это все одно и тоже». Зачем мне Бог где-то в церкви или гуру где-то вовне, если в глубинах моего сердца сокрыто Высшее я – бессмертное, необъятное. Я выписал на эту тему пару цитат из Кришнамурти. Позвольте зачитать?

О. Сергий. Если считаешь это существенным – не смею возражать.

Дмитрий. «Человек должен быть источником света для самого себя; этот свет является законом. Быть светочем для самого себя – значит не следовать свету другого, каким бы разумным, логичным, исторически обоснованным и убедительным он ни казался».
Вы оба разумны и убедительны. Я бесконечно благодарен вам, беседы с вами помогли мне проникнуть вглубь самого себя и увидеть сокрытый там источник света. А теперь, извините – я пойду своим путем. Тот, у кого есть ноги, уже не ищет костылей.

Арджуна. Шри Шри Рави Шанкар говорил о Джидду Кришнамурти, что тот от рождения пребывал на высшем уровне сознания и не принимал во внимание существование других уровней. Но для большинства людей, чтобы увидеть в глубине сердца «источник света», необходимы духовные практики. Принижение роли духовных практик привело к тому, что в школах Кришнамурти за 50 лет работы "ни одного нового ума" не было создано.
У вас, Дмитрий, сейчас нечто вроде озарения. Вы думаете, что это на всю жизнь, но, как правило, такие озарения длятся не долго. Человека захватывает рутина, периодически накатывают разной степени стрессы, и ум перестает замечать идущий от сердца свет. Поэтому абсолютному большинству из нас необходимы церковные общины или духовные практики, чтобы очищаться от внешнего, наносного, чтобы ум и сердце всегда работали в унисон.

О. Сергий. Христос говорил: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
«Собрание всех» – не ограничение духовной жизни, а ее суть. Суть греха – в разделении. Уединение как этап духовной жизни здесь, на земле – необходимо. Но именно как этап. Даже монахи-отшельники не отвергали храмового богослужения, и из своего уединения на Пасху вместе сходились. Поразмышляйте над этим, Дмитрий.
Для меня тоже эти беседы оказались душеполезными, спасибо вам обоим. Мне кажется, я нашел искомое нами в первой беседе определение внешних признаков человека, уже открывшего Бога в сердце своем. Их три: легкая улыбка, как свидетельство внутренней удовлетворенности; благие дела, как естественная потребность любящей души к самовыражению; смирение, как осознание божественной безбрежности. Последнее означает не возвеличивание над другими ни самого себя, ни своей религии, ни своей страны. Каюсь, с первым и третьим признаками у меня были проблемы. Буду над ними работать. Надеюсь, что и на моей пастве эта работа скажется благотворно, ибо «Каков поп, таков и приход».

Арджуна. Мы созданы из вещества называемого любовью, поэтому и живем в ладу с собой лишь изливая любовь на окружающий нас мир. Отделять праведников от грешников, навешивать ярлыки: «этот хороший», а «тот плохой» – не наша забота. Наша забота не загрязнять своей сути. Все мы, живущие на Земле – одна семья. Когда осознавшие это люди будут ощутимо преобладать на нашей планете, миру и процветанию ничто не будет угрожать.

Дмитрий. Скоро Иркутск, наши пути разойдутся. Давайте обменяемся визитками. Мне бы хотелось в будущем продолжить беседы в режиме онлайн.